Инвестклимат запутался в "дорожных картах"
Бизнес не одобряет госзакупки, стройку и таможню
Заявленное в "дорожных картах" правительства облегчение госрегулирования бизнеса не в полной мере реализовано на практике: самой проблемной остается "карта" по доступу к закупкам госкомпаний, следует из результатов опроса предпринимателей, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ). В традиционно проблемных сферах — таможенном оформлении и строительстве — опрос показал улучшение ситуации — правда, в основном по формальным критериям.
Для проверки исполнения мероприятий "дорожных карт" по улучшению бизнес-среды АСИ провело опрос 4 тыс. предпринимателей из 83 регионов — "Ъ" удалось ознакомиться с его результатами. Предприниматели давали оценку реализации десяти "дорожных карт", посвященных улучшению инвестклимата в строительстве, таможенном оформлении, доступе к энергосетям, регистрации собственности и предприятий, развитии конкуренции и поддержке экспорта. Также оценивалась простота доступа к закупкам госкомпаний, качество госрегулирования и налоговое администрирование. Напомним, завершить реализацию "дорожных карт" правительство и предпринимательские объединения должны к 1 декабря 2015 года.
Самой проблемной представители бизнеса называют ситуацию с доступом предпринимателей к закупкам госкомпаний. Упрощения процедур, заявленного в карте, не произошло: из тех, кто принимал участие в торгах (половина опрошенных), 36% отметили, что с начала года список требований к участникам не изменился, 51% — что ситуация ухудшилась. Из 47 госкомпаний и госкорпораций, зарегистрированных на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего бизнеса, лишь у нескольких ("Алроса", ПЗЦМ, РЖД, ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ", "Зарубежнефть", РЖД, "Россети") есть специальные регламенты проведения закупок инновационной продукции (в том числе у малых компаний). "Фактически результат даже при наличии положения далеко не всегда отвечает ожиданиям — во многих случаях компании все равно предъявляют избыточные требования, а процедуры остаются непрозрачными",— отмечает директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями Высшей школы экономики Михаил Голанд.
Половина опрошенных представителей строительных компаний отметила, что действующий исчерпывающий перечень административных процедур в жилищном строительстве требует сокращения. Также строители требуют ввести механизм компенсации расходов на выделение нового участка под застройку (межевание и т п.) для участников аукционов на выделение земли, которые осуществили эти работы, но не выиграли конкурс. Были отмечены и проблемы со сроками проведения конкурсов на выделение участков в Московской, Новгородской областях и Якутии. По словам руководителя направления "Новый бизнес" АСИ Артема Аветисяна, это объясняется нехваткой документов территориального планирования, сложностью подключения к инженерным сетям и нехваткой транспортной инфраструктуры.
Меньше всего расхождений между обещаниями и их фактическим выполнением отмечено в области госрегистрации собственности и предприятий. Также в основном положительные оценки респонденты дали и упрощению налогового администрирования. На таможне остаются проблемы с подачей деклараций в электронном виде — их принимают не везде из-за "привязки" к региону (по данным ФТС, доля таких деклараций составляет 12,1%). Также более половины предпринимателей заявили, что оформление занимает дольше положенных 70 минут. Облегчены удаленная оплата таможенных сборов и оформление разрешительных документов при экспорте — однако 55% респондентов отметили, что таможенники по-прежнему требуют предоставления внешнеторгового договора. По одной из основных таможенных проблем — применению нулевого выездного НДС — опрос не проводился: подать документы в электронном виде можно будет только с 1 октября.