Дефолт с исключениями
Судьбу российского кредита Украине решит МВФ
Агентство Standard & Poor`s понизило рейтинг Украины до "выборочного дефолта", посчитав реструктуризацию "вынужденной" и менее выгодной для кредиторов, чем выплаты по старым бумагам. Чтобы обмен старого долга на новый состоялся, 14 октября за должны проголосовать владельцы не менее 75% бондов каждого выпуска. Статус российских бумаг, по-видимому, прояснится не раньше декабря — просрочка выплаты по ним вынудит МВФ дать собственную оценку этому долгу. Если он будет признан межстрановым, Киев будет обязан его погасить, чтобы получать новые транши от фонда, иначе сторонам предстоит длительная судебная тяжба.
Рейтинговое агентство Standard & Poor`s в пятницу снизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте с СС до SD, то есть "выборочного дефолта". По выпускам, участвующим в реструктуризации (долги, выпущенные до февраля 2014 года), выставлен рейтинг D (дефолт). Рейтинги по обязательствам, выпущенным в гривнах, сохранены на уровне CCC+/C. В пояснении отмечается, что причиной понижения рейтинга стало предложение кредиторам поучаствовать в "вынужденной" реструктуризации, которая подразумевает, что инвесторы получат меньше, чем получили бы при погашении первоначальных бумаг.
Напомним, по соглашению с комитетом кредиторов Киев договорился о списании 20% основного долга, выпущенного в виде облигаций (порядка $20 млрд), и отсрочке погашения остальной основной части долга на четыре года — с 2015-2023 годов на 2019-2027 годы. Ставка по новым облигациям в среднем будет выше — 7,75%, компенсировать часть потерь должен и выпуск деривативов с привязкой к росту ВВП (в соотношении 80% к 20%). Предполагается, что будет списано $3,6 млрд, а отсрочка затронет обязательства на $11,5 млрд, не считая выпуск декабря 2013 года в размере $3 млрд, выкупленный РФ (облегчения долгового бремени на $15 млрд как раз и требовал МВФ взамен на выделение финансовой помощи Украине).
Финальное голосование по участию в реструктуризации отдельно по каждому выпуску бумаг назначено на 14 октября в Лондоне. Заметим, что у комитета кредиторов во главе с фондом Franklin Templeton — лишь около $9 млрд долга. Чтобы реструктуризация была признана успешной, за обмен на новые бумаги должны проголосовать держатели минимум 75% облигаций каждого выпуска (тогда оставшиеся будут вынуждены принять аналогичные условия либо судиться). С 23 сентября остановлены все выплаты по долгам, приходящиеся на срок до 1 декабря (то есть мораторий не включает погашение 20 декабря облигаций на $3 млрд). Впрочем, судя по предложению кредиторам, в случае, если по какому-либо выпуску не будет получено согласие необходимого большинства, их держателям также грозит мораторий на выплаты.
В российском Минфине уже заявили, что не планируют участвовать в голосовании и рассчитывают на возврат займа в полном объеме, указывая на то, что выпуск имеет пониженную ставку купона (5%), а конечным держателем является РФ. Соответственно, реструктуризация этого выпуска, вероятно, будет признана несостоявшейся.
По текущим обязательствам Украины дефолт по одному из выпусков запускает кросс-дефолт (возможность требования досрочного погашения по всем бумагам). Но в предложении кредиторам прописано, что в случае моратория на выплаты по какому-либо отдельному выпуску держатели новых бумаг не смогут требовать досрочного погашения долга. Это означает, что невыплата Киевом долга перед РФ, хотя и будет признана дефолтом, не даст держателям новых бумаг возможности пересмотреть условия соглашения. В таком случае ключевым риском для Киева станет прерывание финансовой помощи от МВФ и других международных кредиторов: фонд по текущим правилам не может кредитовать страны, находящиеся в дефолте. Если Украина не погасит долг РФ в $3 млрд, МВФ будет вынужден дать свою трактовку этого долга — является ли он государственным или коммерческим займом. В первом случае Киев будет обязан осуществить выплату, чтобы не прерывать финансирование МВФ, во втором — России для взыскания средств потребуется обращение в суд. Впрочем, этот вариант не слишком выгоден и Киеву: рассмотрение тяжбы по британскому праву может надолго затормозить возвращение страны на долговой рынок.