Неприступные ресурсы
В какой поддержке нуждаются малые предприниматели в России
Сегодня перед многими компаниями встает вопрос о выживании. Туристические фирмы страдают от "закрытия неба" над Египтом, а теперь, возможно, и над Турцией, ограничения импорта перекрывают возможности в торговле, да и снижение доходов населения серьезно осложняет ситуацию. Но, как считают эксперты, именно в этих условиях необходимо развивать сегмент малого и среднего бизнеса, который способен диверсифицировать экономику и помочь выйти из кризиса.
Тема развития малого и среднего предпринимательства постоянно поднимается представителями всех уровней власти. Федеральные и региональные профильные министерства и ведомства создают программы поддержки сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ), которые работают с переменным успехом. В условиях кризиса власти вообще решились на экстраординарные меры: малый бизнес, который пользуется единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), в следующем году из-за увеличившихся коэффициентов должен будет платить в бюджет почти на 16% больше отчислений. ЕНВД предусмотрен только для определенных видов предпринимательской деятельности (общепит, розничная торговля, бытовые услуги), но, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), к началу 2015 года по этой системе работали 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Сейчас их станет существенно меньше.
Предприниматели все чаще жалуются не на проверки со стороны контролирующих органов (которых становится все меньше), а на высокие тарифы на электроэнергию или арендные ставки, которые не дают их бизнесу развиваться. При этом одной из самых больших проблем для некрупных компаний является их финансовая уязвимость. Так, за первые девять месяцев этого года Центробанк отозвал лицензии почти у семи десятков кредитных учреждений по причине их рискованной кредитной политики или участия в "серых" операциях. Закрытие этих банков для предприятий сегмента МСБ, обслуживавшихся в них, означает фактически банкротство бизнеса, поскольку они теряют возможность рассчитываться с контрагентами, платить сотрудникам и отчислять налоги.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает решать эту проблему путем внедрения системы страхования вкладов, которая используется для физлиц, а также распространяется на малый и микробизнес. Он уже направил соответствующее обращение в Центробанк РФ. Уполномоченный по правам предпринимателей предложил также увеличить максимальную страховку по вкладам индивидуальных предпринимателей до 5 млн руб. (сейчас эта сумма составляет 1,4 млн руб.).
"Поскольку по степени своей осведомленности в деятельности банковской системы и, в частности, по способности оценить надежность тех или иных кредитных организаций микро- и малые предприятия редко отличаются от большей части граждан и индивидуальных предпринимателей, представляется оправданным распространить защиту, предоставляемую системой страхования вкладов физических лиц, на средства, находящиеся на банковских счетах (во вкладах) субъектов малого бизнеса" — так обосновывает необходимость страхования вкладов предпринимателей Борис Титов в обращении к ЦБ.
Еще одна проблема для тех, кто не относится к сегменту крупного бизнеса,— получение финансирования. Корпоративные клиенты пользуются у банков особыми привилегиями, поскольку они в большей степени могут гарантировать свою платежеспособность по займам. Малый и средний бизнес, не имеющий серьезных активов, кредитуется по более высоким ставкам, хотя даже такое финансирование получить нелегко. По данным информационно-аналитического бюллетеня Банка России "Изменение условий банковского кредитования", во втором квартале произошло смягчение условий кредитования малого и среднего бизнеса, правда, улучшение коснулось в первую очередь ценовых условий, а требования к финположению и обеспечению продолжили ужесточаться. По расчетам АО "МСП Банк" на основе статистики Банка России за сентябрь 2015 года, процентные ставки на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства постепенно снижаются, однако сокращение не превышает 1,5 п. п. в сравнении с первым кварталом 2015 года, и этого явно недостаточно для оживления рынка, полагают эксперты. Динамика объема выданных кредитов в сегменте малого и среднего бизнеса продолжает замедляться, в абсолютном выражении сокращение объема выдач в январе--июле текущего года составило 1,55 трлн руб.
"Если мы хотим осуществить диверсификацию экономики, то надо делать опору на малый и средний бизнес, как во всем мире это происходит. Очевидно, чтобы малый и средний бизнес мог быстро развернуться, воспользоваться шансами девальвации рубля и импортозамещения, ему нужны финансовые ресурсы хотя бы по рыночным ставкам. Они сейчас даже по рыночным ставкам не могут их получить. А лучше, конечно, чтобы были льготные инвестиционные кредиты. Сами требования по предоставлению кредитов также должны быть более разумными, чем это есть сейчас. Поскольку для многих они являются запретительными, требования к балансам и налогам жесткие. Без поддержки институтов развития вряд ли можно развить малый и средний бизнес",— полагает Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, президент Ассоциации региональных банков России.
Впрочем, по мнению профессора кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Александра Чепуренко, мер поддержки у нас как раз достаточно, их уже скоро будет "больше, чем самих малых предпринимателей". Но, по словам эксперта, дело в том, что общая среда воздействует на малое предпринимательство негативным образом гораздо сильнее, чем те специальные меры поддержки, которые должны воздействовать на нее с целью стимулирования.
"Подъем едва ли возможен, потому что за последние годы сделано достаточно для того, чтобы создать обстановку общей неуверенности в экономике, которая не благоприятствует тому, чтобы открывать бизнес или развивать его. Это и различного рода новации в области законодательства, "игры" со статьей относительно мошенничества в предпринимательстве, действия, которые были предприняты пару лет назад, связанные с увеличением социальных отчислений для индивидуальных предпринимателей",— перечисляет Александр Чепуренко.
Одна из мер, от которых ждут наибольшего экономического эффекта,— требование к госкорпорациям производить закупки у малых и средних предприятий. От первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова поступило предложение сделать это правило обязательным и для крупных частных компаний (предполагается, что компании с годовой выручкой свыше 7 млрд руб. должны будут выделять в своих закупках квоту в 23% для малого бизнеса).
Правда, реальный эффект от такого нововведения сомнителен.
По данным Федеральной антимонопольной службы, около 90% закупок компаний с госучастием приходится на единственных поставщиков — конкуренция отсутствует. С частными компаниями может статься то же самое. Есть и данные "Опоры России", которые говорят о том, что в закупках государственных компаний участвуют примерно 24% представителей малого бизнеса, из них 30% полагают, что аукционы проводятся честно.
Александр Чепуренко считает, что меры, которые предусматривают программы подобной поддержки, в значительной степени направлены на то, чтобы установить прямой или косвенный контроль над малым бизнесом со стороны государства и государственных корпораций. "Это способно, на мой взгляд, скорее поставить малый бизнес в зависимость от интересов тех, кто проводит эти тендеры, чем создать базу для развития технологически продвинутого устойчивого малого предпринимательства",— говорит эксперт. По его мнению, малый бизнес и так будет развиваться. В первую очередь — в сфере оказания услуг населению. Просто потому, что в условиях кризиса людям нужно выживать. При этом всплеск развития малого предпринимательства возможен в неформальной экономике. "Люди будут искать возможность быть как можно менее прозрачными, как можно менее видимыми государству, экономить на налогах и социальных отчислениях для того, чтобы обеспечить себе какую-то чуть более чем нулевую рентабельность,— прогнозирует Александр Чепуренко.— Такой малый бизнес может быть достаточно устойчивым, но он не способен к развитию, он не генерирует никаких инноваций, не создает тех самых "умных" и требующих особых знаний рабочих мест".
Малый и средний бизнес сейчас испытывает большие проблемы из-за сокращения объемов кредитования, считает Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. "Банки ограничили выдачу кредитов этому сегменту, поскольку считают его рискованным. Наш малый бизнес работает на аутсорсинге с крупным бизнесом, и если крупный бизнес испытывает проблемы, то многие предприятия малого бизнеса тоже испытывают проблемы. Когда крупный бизнес прекращает платить и затормаживает платежи малому бизнесу, которому легче отказать, возникает проблема",— пояснил Анатолий Аксаков.
Тем не менее крупные банки, традиционно работающие с компаниями МСБ, достаточно оптимистично смотрят на сектор и на перспективы работы с такими клиентами.
"Преимущество кредитования МСБ для банков в том, что здесь маржинальность выше, чем в сегменте крупных компаний, а диверсификация выше (поскольку большое количество заемщиков, а, соответственно, и риск на одного заемщика — ниже),— отмечает заместитель председателя правления банка "Уралсиб" Алексей Гонус.— При этом зачастую компании МСБ в некоторых случаях более устойчивы в кризис, чем крупные. В этих компаниях, как правило, доля собственного капитала в их бизнесе близка к 100%, мало заемных средств, тогда как в крупных компаниях уровень заемных средств достигает 80-90%".
Изменение привычек граждан и переход на онлайн-покупки многих товаров — от стройматериалов и одежды до салатов для ужина и лекарств — дает любому энтузиасту реальные шансы на легкое открытие бизнеса. Порог входа на рынок довольно низкий, и затраты не так уж велики, если бы не одно но — огромная конкуренция. У каждой новой, даже прорывной идеи тут же появляется два-три "клона", которые могут мгновенно разорить самый умный бизнес.
Импульс к развитию сейчас получают те секторы, которые являются импортозамещающими и экспортно ориентированными, где можно было бы сыграть на девальвации рубля. Есть малые и средние предприятия, которые в кризис увеличили объемы производства в полтора-два раза. Во-первых, такого роста достигли те, кто замещал украинскую продукцию. Нишу можно было быстро освоить, поскольку эта продукция проста в изготовлении, не является для нас технологически сложной. Во-вторых, средние предприятия начали замещение в оборонном комплексе, гибко отреагировав на ситуацию и нарастив объемы в электротехнике и приборостроении. Некоторые малые предприятия нарастили объемы экспорта, в том числе сельхозпродукции и продукции переработки в Китай, поскольку наша сельхозпродукция стала дешевле китайской, а рынок там огромный.
Развитие малого и среднего бизнеса — это реальная возможность диверсифицировать экономику. Рост количества этих предприятий, большее разнообразие услуг, лучшая клиентоориентированность могут помочь российской экономике, однако не только банки своими кредитами, но и власти должны оказать помощь компаниям МСБ. "Есть некоторая усталость от традиционной мантры, которую мы достаточно часто повторяем, что надо совершенствовать законодательные условия, снижать регуляторное давление на бизнес, что его кошмарят, но никто ничего лучше не придумает,— заявил Георгий Идрисов, руководитель научного направления "Реальный сектор" Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.— С одной стороны, разумно идти по пути целенаправленных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, это позволит как-то реанимировать некоторые сегменты, но мы же понимаем, что трубы для газовой промышленности малое предприятие никак не построит".
По мнению экономиста, важно, чтобы вся поддержка имела конкретный период действия, причем достаточно краткосрочный, чтобы это не превратилось в двадцатилетнюю поддержку, когда каждый год средства тратятся просто на поддержание деятельности какой-то компании без конкретных показателей повышения эффективности, финансового оздоровления и так далее. "То есть сейчас мы поддерживаем, но через два-три года мы отменим эту меру, и сейчас об этом сразу с вами договариваемся, потому что к этому моменту, когда мы ее отменяем, вы должны быть конкурентоспособны, чтобы выигрывать на пространстве ЕАЭС, например,— пояснил идею Георгий Идрисов.— Это сейчас большой рынок. В чем смысл нам был интегрироваться друг в друга, если мы сейчас будем закрываться. Конкуренция — слово хорошее, но конкуренция — это жесткий бизнес, кто-то банкротится, кто-то уходит с рынка, кто-то закладывает собственные квартиры и машины. Это тяжелая, болезненная ситуация, тем не менее достаточно долгосрочно поддерживать те или иные отрасли мерами протекционизма в тех сегментах или отраслях, где мы в принципе никогда не будем конкурентоспособны, нельзя".
В плане государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году Минэкономразвития обозначило основные механизмы помощи сегменту. Были предусмотрены гранты начинающим бизнесменам (в приоритете — безработные и уволенные в запас военнослужащие), субсидии ставок по кредитам и покупки нового оборудования. Выделены средства на помощь социально ориентированному бизнесу — центрам дневного времяпрепровождения детей, центрам молодежного инновационного творчества, народным художественным промыслам. В центрах поддержки предпринимательства, как и раньше, оказывали необходимые консультации по ведению бизнеса. А в регионах работали бизнес-инкубаторы и технопарки, где получают возможность работать наиболее перспективные инновационные проекты. Все это было и раньше. Изменения касались лимитов финансирования (например, максимальный размер гранта начинающим предпринимателям вырос с 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.) и групп, которым предоставлялась помощь в ведении собственного дела (гранты стали доступны многодетным семьям и семьям, воспитывающим инвалидов).
Однако сложившаяся экономическая ситуация позволяет говорить о недостаточности принятых мер. Для повышения эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Она призвана изменить базовый подход к осуществлению государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства и стать системным интегратором мер поддержки бизнеса. Корпорация выступает гарантом исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства своих кредитных обязательств и разделяет с банками риски, связанные с ухудшением финансового состояния заемщика. Это должно повысить доступность получения кредитов. Цели глобальны — за пять лет при помощи гарантий планируется привлечь в сегмент малого и среднего предпринимательства 1 трлн руб.