Технологии требуют разъяснений
Как новое экологическое законодательство отразится на работе уральских промышленников
К 2030 году промышленные предприятия России обязаны перейти на принцип наиболее доступных технологий (НДТ). Поправки в экологическое законодательство требуют от них модернизации производства, в рамках которой должна увеличиться технологическая эффективность и сократиться объем выбросов. Пока закон является рамочным, и промышленники ожидают разъяснения нормативной базы.
Технология вместо гигиены
Российское правительство ставит перед регионами задачу снизить экологическую нагрузку и применять на предприятиях оборудование, которое, с одной стороны, должно повысить производственную эффективность, с другой — сократить выбросы. Так, в 2014 году был принят федеральный закон № 219, согласно которому предприятия до 2030 года должны начать работать по принципу наилучших доступных технологий (НДТ). Такую практику российский кабмин решил перенять у европейских стран, однако критерии и эффективность механизма только планируется определить в ближайшие годы.
Закон предусматривает предоставление налоговых льгот, льгот при выплатах за негативное воздействие на окружающую среду и выделение средств из казны на экологические проекты в случае реализации НДТ на предприятиях. Однако данные меры пока что декларируются только на бумаге, за исключением компенсации платы за негативное воздействие (механизм начнет действовать с 2016 года). Самым «грязным» из компаний (по оценкам Минприроды, их около 300) уже к 2016 году нужно встать на федеральный учет, к 2018 году раскрыть данные внутреннего инструментального контроля регулируемых загрязнений. К 2019 году предприятия обязаны подготовить программы повышения экологической эффективности, в основу которых будет положена необходимость достижения технологических нормативов. Наличие программы предполагает выдачу комплексного экологического разрешения, а ее невыполнение грозит повышенными в разы штрафами, которые и являются основным экономическим стимулом к модернизации: как они, так и плата за негативное воздействие на среду должны засчитываться в пользу реализации мероприятий программы. В формировании законодательной базы принимают участие такие компании, как УГМК, «Русал», «Евраз», Уралвагонзавод. Уральской промышленности, в структуре которой металлургические и горнодобывающие предприятия, производители транспорта занимают более 50%, придется обратить особое внимание на реализацию этого закона.
Закон предусматривает принятие порядка 35 подзаконных нормативных актов, включая постановления правительства РФ, приказы министерств, которые должны регулировать и определять порядок реализаций положений закона.
Первоначально в кабмине, в бизнес-сообществе и в Госдуме на протяжении шести лет обсуждался так называемый закон о технологическом нормировании воздействия на окружающую среду. Его принятие проходило на фоне ожесточенных споров между предпринимательским сообществом и Минприроды РФ. В экологическом законодательстве сейчас действуют критерии гигиенического нормирования выбросов, а промышленники настаивают на необходимости перейти на технологическое. Как рассказали в «Евраз-холдинге», при гигиеническом нормировании выбросы предприятия сравниваются с установленными законодательно критериями. В них включены предельно допустимые выбросы и концентрации (ПДВ и ПДК), а также нормативы допустимых выбросов. «Эти нормативы показывают концентрацию вещества на объем воздуха или воды. Например, мг на 1 кг или мг на 1 литр. При технологическом нормировании количество выбросов оценивается относительно объема выпущенной при этом продукции. Например, тонн выбросов на тонну произведенной стали или на добытую тонну угля. Можно сравнивать эффективность того или иного предприятия с точки зрения того, как много оно выбрасывает загрязняющих веществ на единицу произведенной им продукции или услуг»,— пояснили в «Евразе». На сегодняшний день ФЗ-219 включает в себя оба критерия — норматив выброса загрязняющих веществ на единицу продукции, а также нормативы допустимых выбросов и сбросов. «В настоящее время нет решения по увязыванию требований технологического нормирования на принципах НДТ и гигиенического нормирования по санитарным нормам. Можно предположить, что после 2019 года требования останутся независимыми друг от друга»,— сообщили в «Русале».
Справочник для реформы
Согласно докладу свердловского минприродресурсов, металлургические производства в регионе в 2014 году направили на природоохранные мероприятия 4,94 млрд руб. (в 2013 году — 5,37 млрд руб.), производители транспорта — 408,2 млн руб. (в 2013 году — 648,2 млн руб.), горнодобывающие предприятия — 1,26 млрд руб. (в 2013 — 1,23 млрд руб.). Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется из собственных средств, снижение произошло в связи с сокращением объемов производства: по данным Свердловскстата, на 5–17% по промышленным отраслям. Суммарно свердловские организации перечислили 944,5 млн руб. в бюджеты всех уровней за негативное воздействие на окружающую среду. Насколько вырастут инвестиции в экологию и объем выплат за ущерб окружающей среде после начала действия НДТ, пока неизвестно, так как пока что законопроект остается рамочным.
Хотя закон, регулирующий переход на НДТ, был принят в прошлом году, переходный период утвержден до конца 2019 года. В течение 2015-2018 годов промышленники и кабмин совместно разработают показатели НДТ в отраслевых справочниках. «Технологические показатели негативного воздействия предприятий, расположенных в Свердловской области (Богословский алюминиевый завод и Уральский алюминиевый завод), учтены в справочнике НДТ производства алюминия. Проект справочника разработан в 2015 году, утверждение планируется в 2016 году», - пояснили в «Русале». Богословский алюминиевый завод за 2014 год сбросил 20,6 млн кубометров воды, Уральский алюминиевый завод (УАЗ) — 5,86 млн кубометров. В компании реализуют природоохранные мероприятия в рамках собственной экологической стратегии. В 2015 году было завершено строительство шламохранилища на УАЗе стоимостью более 800 млн руб. Оно предназначено для безопасного хранения красного шлама (продукты переработки бокситов), рассчитан на накопление отходов на 11 лет. Кроме того, планируется построить новые шламохранилища на срок до 25 лет.
В «Евразе» рассчитывают, что реализация закона об НДТ позволит повысить эффективность производства, в том числе экологическую безопасность и энергоэффективность. Для наших свердловских предприятий будут актуальны те технологии, которые войдут в справочники НДТ по черной металлургии и горнодобывающей промышленности. Пока что основные мероприятия для Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК) направлены на дальнейшее сокращение выбросов. В частности, в результате реализации проекта по утилизации избыточных газов установки сухого тушения кокса предприятие планирует к 2017 году почти на 20% сократить выбросы моноксида углерода. Продолжается работа над сокращением сбросов в водные объекты. НТМК в 2014 году сбросило 26,8 млн кубометров загрязненных вод (на 2,46 млн кубометров меньше, чем в 2013 году).
Корпорацию «Уралвагонзавод» (УВЗ) законодательные акты НДТ затрагивают только в одном направлении — очистка сточных вод при производстве. «Большинство действующих технологий корпорации, связанных с очисткой сточных вод, в полной мере соответствуют НДТ, представленным в проекте справочника»,— рассказали в УВЗ. Корпорация начала модернизировать общезаводские очистные сооружения в 2011 году: устаревшие технологии были заменены современными, что позволило снизить сбросы, а также обеспечить производство оборотной водой, соответствующей по качеству технической. Суммарная стоимость проекта оценивалась в 2 млрд руб., к работе привлечено ЗАО «Водоканалпроект» (Уфа) в качестве генподрядчика и ЗАО «РСКУ» (Нижний Тагил) в качестве исполнителя. В резервуары очистных сооружений было смонтировано оборудование технологической очистки промсбросов — фильтры с плавающей и угольной загрузкой. «Двухступенчатый режим представляет собой очистку сточных вод с дополнительным обеззараживанием на ультрафиолетовых установках. На первой ступени 80% объема промводы очищают на фильтрах с плавающей загрузкой и затем возвращаются в оборотную систему водоснабжения предприятия»,— сообщили в компании. Оставшиеся 20% проходят дополнительную очистку через угольные фильтры, где задерживаются не только взвешенные примеси, но и соли тяжелых металлов, а также происходит дополнительное обеззараживание этой воды на ультрафиолетовых установках. Объем сброса УВЗ составил в 2014 году 10,9 млн кубометров, компания снизила показатель по сравнению с 2013 годом на 1 млн кубометров.
Другое нижнетагильское предприятие «Уралхимпласт» также заинтересовано в модернизации очистных сооружений: на них ежегодно поступает 42% хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод Нижнего Тагила (39,1 млн кубометров). Согласно отчетности министерства природных ресурсов Свердловской области, масса сброса предприятия загрязняющих веществ в водные объекты в 2014 годом составила 13,9 тыс. тонн (против 17,8 тыс. тонн в 2013 году). На сегодняшний момент компания ведет работу по снижению экологической нагрузки собственными силами: по итогам прошлого года она снизила сброс загрязненных сточных вод на 8,8 млн кубометров по сравнению с 2013 годом — до 29,5 млн.
Зачет за выбросы
Промышленность рассчитывает на механизм зачета средств, которые инвестированы в экологические проекты, такой механизм начнет работать с начала 2016 года. «Если предприятие строит очистные сооружения, затраты на них оно может из платы вычитать. Это хороший и правильный механизм, надеюсь, что он заработает. Налоговые льготы и средства из казны, даже если они будут, останутся частными исключениями и большого влияния на ситуацию в целом не окажут»,— сообщил заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по экологии и природопользованию Евгений Брагин.
«Закон вводит дополнительные административные барьеры для развития промышленности, не устраняя и не замещая действующее законодательство и нормативные документы. По формальным признакам ни один из проектов свердловских промышленников не соответствует стандартам НДТ»,— считают в свердловском отделении РСПП. Так как в России на большинстве предприятий технологии используются в единичном варианте и не дублируются между собой, это приводит к противоречиям при составлении справочника по отнесению технологий к НДТ. «Все псевдоэкологические вещи вроде разработки томов предельно допустимых выбросов должны быть исключены. Тем самым можно построить новую систему регулирования, в которую потом, постепенно ввести всех, кого нужно — исходя из уровня негативного воздействия, а также численности и квалификации сотрудников надзоров»,— добавили в РСПП.