В Госдуме снова хотят отменить транспортный налог
Поводом стал ввод нового дорожного сбора с грузовиков
В Госдуме снова заговорили об отмене транспортного налога: единороссы пока поддерживают саму идею, оппозиция уже внесла в парламент законопроект. Ранее об этой необходимости говорил президент Владимир Путин, но до реализации идеи на практике дело так и не дошло из-за сопротивления дорожников и губернаторов. На этот раз, говорят депутаты, транспортный налог нужно отменить в связи с вводом системы «Платон», из-за которой владельцы грузовиков вынуждены платить три вида налогов и сборов в дорожные фонды.
Фракция ЛДПР внесла в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога (поправки в Налоговый кодекс есть в распоряжении “Ъ”). Глава комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков («Единая Россия») также выступил в поддержку этой идеи, сообщает ТАСС. «Если нам нужно собирать деньги на ремонт дорог, то надо решать этот вопрос через акцизы»,— заявил он. Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия») ранее заявил, что внесет законопроект об отмене транспортного налога в 2016 году. «Мы считаем, что транспорт должен платить с горюче-смазочных материалов, как в других странах»,— заявил депутат в понедельник.
Отказаться от налога депутаты предлагают по нескольким причинам. Актуальным поводом стало введение платы за проезд для 12-тонных грузовиков по федеральным трассам, что вызвало протест дальнобойщиков. «Владельцы грузовиков теперь платят в одни и те же дорожные фонды два раза, поскольку к сборам плюсуется еще транспортный налог,— поясняет депутат от ЛДПР Игорь Лебедев.— Но ведь в дорожные фонды идут еще и акцизы на топливо. То есть на самом деле все платят дважды, а владельцы грузовиков — трижды». Еще одна причина — неэффективная система сбора налога. «Высокие затраты на администрирование не оправдывают себя,— сказано в пояснительной записке к поправкам.— Итоговые показатели собираемости налогов по России не достигают даже половины от запланированных к поступлению в бюджеты средств». «То есть кто-то, кто должен его платить, на самом деле не платит,— отмечает господин Лебедев.— Зато другие платят его дважды и даже трижды. Например, при продаже автомобиля налог взимается дважды — и с покупателя, и с продавца, поскольку исчисляется помесячно. Скажем, один человек продал другому автомобиль в июле. Продавец заплатил налог за июль. Но и покупатель заплатил налог за июль за ту же машину!»
Еще причина связана со «спецификой пользования автовладельцами дорогами». «Налогоплательщикам часто приходится платить за автомобили, которыми они либо не пользуются, либо пользуются, но в других регионах,— говорят в ЛДПР.— Соответственно, подобная статичность налога не позволяет в должной мере удовлетворять запросы субъектов РФ и жителей страны на обеспечение качественного и безопасного проезда по автодорогам». Кроме того, говорят парламентарии, действующие ставки не в состоянии «распределить налоговую нагрузку с учетом ущерба дорогам, наносимого транспортными средствами». К примеру, ставка на автобусы и грузовые машины мощностью до 200 л. с. составляет 5 руб., столько же — для мотоциклов мощностью более 35 л. с. «Фактически указанный налог начисляется за владение транспортным средством, а не за пользование дорогами»,— говорят депутаты. В 2003 году, напоминают в ЛДПР, транспортные средства были исключены из объекта налогообложения на имущество физических лиц.
Идея заменить транспортный налог другой формой налогообложения (например, повышенным топливным акцизом) обсуждается последние пять лет — налоговую реформу готовили в Белом доме еще в 2010 году. Об этом говорил Сергей Иванов в статусе вице-премьера, а затем экс-министр финансов Алексей Кудрин. В 2012 году идею отменить налог поддержал и Владимир Путин. «Это чувствительный вопрос,— заявлял он.— Нужно стремиться, чтобы все перевести в акциз. Нужно в этом направлении двигаться: сколько едешь, столько платишь». В конце 2012 года Минфин предлагал привязать ставку налога не к лошадиным силам, а к объему двигателя, о чем заявлял заместитель министра Сергей Шаталов. Впрочем, на практике эта идея так и не была реализована. «“Единая Россия” выступала за то, чтобы налог был отменен в 2015 году,— говорит депутат Евгений Москвичев.— Но некоторые губернаторы попросили в связи с тяжелым финансовым положением в бюджетах оставить его и в 2015–2016 годах». Ранее депутат говорил, что руководители 30–40 регионов не против налоговой реформы.
Основным противником отмены транспортного налога являются дорожники. «Если мы примем решение отказаться от принципов формирования фондов, то вернемся на пять-семь лет назад, когда финансирование строительства и содержания дорог осуществлялось по остаточному принципу,— заявлял глава Росавтодора Роман Старовойт в марте, о чем сообщал “Ъ”.— А недофинансирование будет приводить к тому, что мы будем терять уже построенную сеть». «Основной источник формирования дорожных фондов — это акцизы на ГСМ,— объяснял гендиректор ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами РАДОР Игорь Старыгин.— Фактически их недосбор превысил 80 млрд руб. Второй по значимости доход для субъектов — это транспортный налог. Его объемы превышают 25% объема фондов. В такой ситуации особенно странно, по нашему мнению, выглядит инициатива депутатов. Разрушить годами устоявшуюся систему финансирования легко, а что получат дорожные фонды взамен — это вопрос».
Почему депутаты отказались отменять транспортный налог
Госдума вернулась к обсуждению возможности отмены транспортного налога. Вчера парламент отклонил законопроект, снимающий налоговое бремя с владельцев автомобилей мощностью до 150 л. с. Депутаты полагают, что такой шаг снизил бы социальное напряжение среди граждан "с невысокими доходами". Ранее к постепенному отказу от транспортного налога призывал и президент Владимир Путин. Однако в "Единой России" считают, что регионы должны сами определять судьбу налога: выпадающие доходы в бюджетах субъектов компенсировать никто не будет. Читайте подробнее