Телефонный прием
Ради чего уральские операторы развивают инфраструктуру
Сотовые операторы даже в условиях кризиса не прекращали развивать телекоммуникационную инфраструктуру в Уральском федеральном округе и вкладываться в улучшение качества связи, особенно высокоскоростной мобильной передачи данных. Урал сегодня — единственная российская территория, на которой представлены сразу шесть сотовых операторов. Участники рынка отмечают, что при такой высокой конкуренции качество обслуживания играет определяющую роль. Следующий год пройдет под знаком борьбы за сохранение абонентской базы.
Голос пропадает в сети
Одна из самых ярких существующих тенденций на рынке сотовой связи — смещение акцента с голосовых услуг на мобильную передачу данных. Это общемировой тренд, который подтверждают присутствующие на Урале операторы. С начала года объем переданного интернет-трафика среди абонентов МТС в УрФО увеличился в 1,4 раза и продолжает расти. Спрос на 4G-интернет растет еще быстрее: с начала 2015 года трафик в сетях четвертого поколения увеличился почти в два с половиной раза, а аудитория пользователей — в полтора раза. В «Мегафоне» за 10 месяцев этого года скачали более 60 тыс. ТБ трафика, что двукратно превышает прошлогодние объемы за тот же период. «Количество LTE-абонентов растет в геометрической прогрессии: за год в нашей сети их стало больше почти в шесть раз. За третий квартал, в среднем один 4G-пользователь скачивает в Свердловской области 3,5 Гб в месяц, в Курганской — 14 Гб, а в ХМАО и ЯНАО 27 и 26 Гб в месяц соответственно», — отмечает пресс-секретарь «Мотива» Алена Ярушина.
Голосовой трафик отходит на второй план. «Эта тенденция сохранится. Именно поэтому мы сделали скоростной интернет своей основной услугой (летом „Мотив” ввел тарифы, в которых плата взимается только за пакеты мобильного трафика, а безлимитные внутрирегиональные голосовые звонки и SMS предоставляются бесплатно. — „Ъ”). В приоритете в ближайшие годы прежде всего развитие сети 4G», — рассказывает госпожа Ярушина. «Мобильный интернет сегодня является главной точкой роста доходов операторов. В частности, выручка МТС в России от передачи данных в третьем квартале 2015 года показала рост более чем на 20% в годовом исчислении», — сообщила директор по маркетингу МТС на Урале Елена Трясцына. Однако, по словам операторов, есть направления, где без сетей 2G пока не обойтись. «Достаточно много территорий, где отсутствуют широкополосные сети передачи данных, и, соответственно, нет возможности развивать сети 3G/4G: небольшие населенные пункты, месторождения, части трасс, где 2G остается единственной возможностью обеспечить людей надежной голосовой связью», — поясняют в пресс-службе «Мегафона».
Основным драйвером развития услуг мобильной передачи данных являются строительство сети LTE и снижение цен на гаджеты с поддержкой 3G и 4G, отмечают участники рынка. В розничной сети «Мегафона» доля LTE-устройств сегодня достигает 23%, из них подавляющее большинство приходится на фирменные гаджеты. «Рост продаж устройств с поддержкой скоростного доступа в сеть в первом полугодии 2015 года составил 13% к аналогичному периоду прошлого года, а за счет существенного снижения средней стоимости LTE-устройств этот показатель будет только расти», — прогнозируют в компании. В «Мегафоне» добавляют, что за этим последует и рост объема передачи данных и стагнация голосовых услуг и SMS. Сейчас среди абонентов МТС проникновение смартфонов составляет 47%, а в «Мегафоне» — 59%. «Обычными телефонами пользуются лишь 19% клиентов. Оставшаяся часть предпочитает планшеты и модемы», — уточняют в пресс-службе «Мегафона».
Качественная конкуренция
Растущий спрос абонентов на мобильный трафик формирует соответствующую политику операторов. В 2015 году, несмотря на кризис, они активно вкладывались в развитие и расширение зон сетей третьего и четвертого поколения. Эксперты отмечают, что операторы просто не могут остановить свое техническое развитие. «Если не успевать совершенствовать инфраструктуру вместе с ростом продаж, то в определенный момент из-за ухудшения качества сети начнется отток абонентов», — объясняет гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.
Определенную роль в этом сыграла и увеличившаяся конкуренция. Уральский рынок, и ранее считавшийся высококонкурентным из-за присутствия «большой тройки» (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон») и крупного регионального оператора «Мотив», этим летом пополнился еще двумя игроками: виртуальным оператором Yota (принадлежит «Мегафону» и работает на его инфраструктуре) и дискаунтером Tele2 (создан путем слияния Tele2 и мобильных активов «Ростелекома»). И если первому «новичку» заботиться о сетях не нужно, то Tele2 активно начала наверстывать упущенное. В этом году оператор построил сети третьего поколения в 80 населенных пунктах Свердловского области, из которых в 42 зашел впервые. В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах компания начала развивать сети LTE. «У нас сейчас этап бурного развития и активного набора абонентской базы, поэтому темп строительства только растет. В каждом из регионов ведется строительство сетей второго и третьего поколений, модернизация и замена устаревшего оборудования», — рассказывают в пресс-службе уральского Tele2.
«Мотив» уже завершил основной этап строительства сети 4G на всей лицензионной территории (Свердловская и Курганская области, а также ХМАО и ЯНАО; лицензии 3G у оператора отсутствуют). «LTE-оборудование мы успели закупить до валютных скачков, поэтому не планируем сокращать объемы строительства. Сокращений никаких не было и не будет. Наш LTE покрывает 90% населения наших территорий присутствия, а сейчас мы сконцентрируемся на оставшихся 10%», — пояснила Алена Ярушина.
Представители «большой тройки», поскольку строительство инфраструктуры для скоростного интернета начали раньше, в своих текущих инвестпроектах внимание уделяют не только расширению территорий покрытия, но и увеличению емкости сети. «Растущие объемы трафика будут для нас стимулом к увеличению средних скоростей передачи данных. В следующем году мы продолжим работу по расширению покрытия и емкости наших сетей и запуску технологии LTE-Advanced — самой скоростной на данный момент технологии передачи данных», — пояснили в пресс-службе уральского «Мегафона». В МТС (внедрили эту технологию в пяти уральских регионах) отметили, что таким образом им удалось повысить предельную скорость передачи данных до 150 Мбит/сек, однако в Свердловской области за счет объединения трех частотных диапазонов планируется увеличить ее до 225 Мбит/сек. Впрочем, эксперты отмечают, что состязание в скоростях носит больше маркетинговый характер. «Во-первых, конечный абонент таких скоростей не увидит, так как для их получения нужно создать идеальные условия. Кроме того, для комфортного пользования скоростным мобильным интернетом хватает гораздо меньших скоростей», — отмечает главный редактор проекта «Будь мобильным» Иван Кущ.
Большинство операторов сходится во мнении, что «ценовые войны» остались в прошлом, так как цены у всех операторов сегодня держатся на примерно равном уровне. «Копейкой больше, копейкой меньше — роли не играет. Сегодня борьба за абонента происходит именно в качественном сегменте, и важно здесь все: качество связи, наличие и качество скоростного интернета, качество обслуживания», — уверены в «Мотиве». В МТС соглашаются. «В условиях высокой конкуренции абоненты выбирают оператора не столько по стоимости услуг, сколько по уровню клиентского сервиса, качеству связи и развитию сети. Концентрируясь на развитии высокоскоростного мобильного интернета, мы продолжаем уделять внимание качеству работы сети 2G, которая передает основной объем голосового трафика», — объясняет Елена Трясцына. Однако в Tele2 с этим не соглашаются. «Мы видим тренд: сразу после запуска нового бренда Tele2 в Свердловской области количество переходов в нашу сеть от других операторов выросло в пять раз. Это говорит о большой чувствительности абонентов именно к ценовому предложению, ведь в своих предложениях потребителю мы говорим именно о низкой цене», — добавляют в пресс-службе.
Удержание вместо привлечения
Рынок сотовой связи давно перенасыщен. По данным J`son & Partners Consulting в первом квартале 2015 года ее проникновение в УрФО составляло около 180%. «Уральский рынок характеризует усиление конкуренции за абонентов. Борьбу за клиентов в сфере мобильных услуг ведут шесть операторов связи, что влечет за собой серьезное соперничество по всем направлениям, которое продолжится в следующем году», — подчеркивают в «Мегафоне». В компании полагают, что в следующем году место стратегии активного развития и наращивания клиентов в региональной политике сотовых операторов займет работа над лояльностью клиентов, их удержанием. Именно поэтому операторы не прогнозируют увеличение стоимости услуг связи, хотя и с поправкой «в зависимости от экономической ситуации». «Пока в нашей стране дорожает все, кроме мобильной связи — именно в силу высокой конкуренции на рынке», — подчеркивает Алена Ярушина из «Мотива».
Приостанавливать телекоммуникационную стройку или заметно сокращать ее объемы операторы не намерены. Однако соглашаются с тем, что в отрасли остается актуальной тенденция на сокращение затрат. «Проще в следующем году не станет, и тот, кто сумеет разумно снизить свои затраты, удерживая цену, определенно выиграет», — уверены в Tele2. «Сейчас сложнее всего приходится компаниям, чьи затраты связаны с валютными операциями. Операторы закупают оборудование за рубежом за валюту, притом что выручка исчисляется в рублях. Чтобы исключить риск повышения цен для конечных потребителей, операторы вынуждены сокращать затраты по тем направлениям, которые сокращаются в текущих экономических условиях, в частности, это касается аренды недвижимости», — добавила Елена Трясцына.
«Операторы не признают это, но в 2015 году ввиду роста курса валют они все же сократили объемы ввода новых базовых станций и замены оборудования. Это прослеживается исходя из данных запросов Роскомнадзора», — отмечает Денис Кусков. По его мнению, если курс доллара не будет расти выше текущего уровня, 2016 год будет более удачным для стройки операторов. При этом, отметил он, операторы если и не будут повышать цены, то продолжат наращивать ARPU (средняя ежемесячная выручка с одного абонента) за счет повышения стоимости опций, взимания платы за бесплатные ранее услуги и «насильного пересаживания» абонентов на пакетные тарифы. «Таким образом, они смогут увеличить доход с абонента в пределах 10%», — заключил он.