«Экономическая ситуация толкает сотрудников банков на противоправные действия»
Граждане РФ лишились 2 млрд по вине банковских клерков
Россияне потеряли 2 млрд руб. в этом году из-за действий банковских работников. Такую оценку дают эксперты компании «Инфосистемы Джет». 1 млрд этой суммы — это злонамеренные или ошибочные списания с карт клиентов. Объем таких операций вырос почти на 90% за 10 месяцев 2015 года. Сотрудники банков нередко также передают третьим лицам данные для входа в онлайн-кабинеты клиентов. Рост злоупотреблений в банках связан с экономической ситуацией в стране, пояснил руководитель направления противодействия мошенничеству компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов.
«Статистика связана с несколькими различными причинами. Все-таки экономическая ситуация подталкивает сотрудников кредитно-финансовой организации совершать противоправные действия. Все-таки сейчас количество банков сокращается, и штат банковских работников сокращается. С другой стороны, банки сегодня о внутреннем мошенничестве стали говорить чуть-чуть больше, обычно это являлось закрытой темой. Махинации, которые совершаются внутренним сотрудником, проявляются не столь оперативно. Например, часть хищений, которые делаются по счетам, которые давно не используются, банк может детектировать, что с него были похищены деньги спустя год, даже, возможно, чуть больше», — рассказывает «Коммерсантъ FM» Сизов.
От мошенничества со стороны банковских служащих клиентов не могут спасти даже SMS-уведомления о списании денег со счета, отмечает IT-обозреватель портала «Банки.ру» Михаил Дьяков.
«Мошенничество всегда скрыто за массой вполне себе легитимных операций. Фрод-система обычно смотрит наружу, а не внутрь. Когда еще на внутреннем фроде, то это чаще всего небольшие суммы, так как они проводятся массово по многим клиентам. Естественно, все эти схемы включают в себя незаметность для клиента. Этого не так сложно достичь. Если у нас информирование — вещь не бесплатная, банки, естественно, каждый свой шаг не стараются протоколировать в виде SMS. Отсылка SMS срабатывает по определенным условиям, триггерам. Если их отключить или просто их обходить, все движение по счету будет незаметным снаружи», — объясняет Дьяков.
Объемы внутреннего мошенничества в российских банках гораздо меньше указанных в докладе 2 млрд, уверен ведущий эксперт управляющей компании БКС Антон Шабанов.
«2 млрд — это просто огромная сумма для России. Я бы засомневался в точности этих измерений. Потери от нехороших действий сотрудников банков оценивается примерно в 700-800 млн руб. в год. Есть огромное количество путей, как это может вскрыться: это, разумеется, и обращения самих клиентов в банк, внутренние расследования банка, иногда такие случаи мошенничества выявляются после различных проверок либо со стороны Центрального банка, либо налоговой, либо любых иных инспекций. Но, разумеется, все банки сканировать себя на ежедневной основе просто физически не могут», — полагает Шабанов.
Потери от внешнего мошенничества в российских банках за 10 месяцев составили 7млрд руб., говорится в докладе «Инфосистемы Джет». Речь идет о хакерских атаках на системы банковского обслуживания, фишинге и краже данных пластиковых карт.