РСПП добился перемены в климате
Бизнес убедил правительство перенести регулирование выбросов парниковых газов
Минприроды договорилось с РСПП о дальнейшей судьбе регулирования выбросов парниковых газов в РФ. До конца года ведомство внесет в правительство проект, вводящий в законодательство лишь определение таких газов и обязанность бизнеса отчитываться об их выбросах. Изначально предусмотренного права правительства регулировать выбросы в законопроекте с подачи РСПП уже не будет. Позже оно должно появиться в другом законопроекте — о модели углеродного регулирования в РФ, который предполагается разработать в течение 2016 года. Эксперты, однако, сомневаются в реальности обещанных сроков из-за растущего сопротивления регулированию выбросов со стороны ряда компаний.
Как стало известно "Ъ", Минприроды и Минэкономики согласились с предложением РСПП убрать из готовящегося сейчас базового законопроекта о парниковых газах норму о праве правительства регулировать выбросы. На прошедшем на прошлой неделе совещании чиновники и бизнес договорились о том, что в проекте останутся лишь определение парниковых газов и ответственность компаний по ведению отчетности по выбросам.
Напомним, РСПП выступил против наделения правительства правом регулировать выбросы, полагая, что вначале следует определиться с моделью углеродного регулирования (специальный налог для промпредприятий либо система торговли квотами на выбросы), а уже потом давать чиновникам новые полномочия (см. "Ъ" 4 декабря). Тогда эксперты РСПП, раскритиковав действующую в РФ систему противодействия негативному воздействию на окружающую среду (по их мнению, она "далека от международных стандартов, носит преимущественно фискальный характер и коррупционна"), предложили отложить принятие законопроекта до конца 2017 года.
Заместитель директора департамента госполитики и регулирования в сфере водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды Лариса Корепанова назвала принятое решение компромиссом. "Бизнес сказал, что полномочия правительства по управлению выбросами парниковых газов вводить пока рано, и мы согласились перенести сроки и вынести этот пункт в новый масштабный закон о госрегулировании сокращения выбросов парниковых газов",— сказала она "Ъ". Минэкономики должно разработать такой закон в течение 2016 года. Он будет принят уже после ратификации РФ Парижского соглашения, соответствующей корректировки Климатической доктрины РФ и подготовки указа президента, устанавливающего новую национальную цель по снижению выбросов (сокращение к 2030 году эмиссии на 25-30% от уровня 1990 года).
Отметим, что концепцию формирования системы мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов, которая вводит постепенные обязательства углеродной отчетности для предприятий и регионов, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже утвердил — еще в апреле этого года. Методика отчетности для предприятий и руководство по подсчету объема выбросов недавно прошли регистрацию в Минюсте. "Но формат отчетности сам по себе не имеет смысла, так как в случае введения углеродного налога понадобится одна система отчетности, а рынка квот — другая",— сетует член рабочей группы Минэкономики по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов Антон Галенович. По его словам, отсутствие полномочий правительства по регулированию выбросов может "подвесить" ряд пилотных добровольных проектов по учету выбросов парниковых газов, которые разрабатывали, например, правительство Москвы и ряд компаний, а также добровольных компенсационных схем выбросов, которые могут в ближайшее время понадобиться, к примеру, "Аэрофлоту" (на днях запустившему учет выбросов парниковых газов при перелетах). Эксперт опасается, что в дальнейшем принятие нового закона об углеродном госрегулировании может быть перенесено еще на несколько лет, "если бизнес в лице РСПП, СУЭК и "Русской стали" его также просто и легко заблокирует", говорит Антон Галенович.