К читателям газеты "Коммерсантъ"
Рождество Христово
"Поставь на правый путь. Сомнения развей. Ночь давит над землей, и ночь в душе моей. Поставь на правый путь" — так начинает стихотворение "Архангелы" восемнадцатилетний Владимир Набоков. Именно архангелы, как мы знаем, играют заметную роль в объявлении и в самом событии Рождества, которое сегодня вновь теплит и освещает человеческие сердца. Господь знает "мира ложь, бессилье, сумрак наш". Но когда Божий Глагол становится плотью человеческого сердца, меняется перспектива: "средь чуждой темноты я вижу путь прямой".
Русская литературная традиция является в полном смысле слова христианской, понимающей себя продолжательницей пророческого служения ("О, дух пророческий, ты говоришь он — мой",— спрашивает архангела тот же Набоков о "прямом пути"). И поэтому восприятие Рождества далеко от стиля сусальных картинок, как, например, у О'Генри, при всем уважении к его выдающемуся дарованию.
Чего стоит глубоко эсхатологический рассказ Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", описывающий голодного замерзающего ребенка, бродящего по большому городу в сочельник. Тихий голос приводит мальчика на елку, и ему объясняют, что это — Христова елка. У Христа всегда в этот день елка для деточек, у которых нет своей елки. И узнал он, что они все были такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы петербургских чиновников, другие умерли у иссохшей груди своих матерей, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы у Христа, и Он сам посреди них, и простирает к ним руки и благословляет. Эти умершие дети оказываются никому не нужными, кроме Христа.
Мне радостно наблюдать, что после семидесяти лет атеистического доминирования российское гражданское общество возвращается к своим христианским истокам. Нет ни одного крупного средства массовой информации, которое не привлекало бы внимание общества к конкретным судьбам больных, нуждающихся людей, особенно детей, к социальным проблемам, от которых страдают более всего самые бедные и незащищенные. Люди, которые откликаются на этот призыв, в полном смысле слова несут свет Рождественской звезды. Они подтверждают, что Христос среди нас, что нет и не должно быть ненужных и оставленных в беде.
Недавно прошел телерадиомарафон для помощи семьям, потерявшим своих близких в небе над Синаем, когда погибло 224 человека, в том числе, как известно, 25 детей. Я верю, что эти дети в это Рождество тоже будут у Христа на елке. Они станут участниками самого Рождества и увидят то, что пророческим даром увидел В. Набоков: "И видел я: стемнели неба своды, и облака прервали свой полет, и времени остановился ход... Все замерло".
Родившийся Христос делает прямыми человеческие сердца и пути — совершает человека. Он дает возможность не сбыться мрачному пророчеству одного крупного европейского мыслителя, что "человеческая история есть суд над историей". Христос, находящийся посреди нас, связывает человеческие сердца любовью и состраданием. И я желаю читателям газеты "Коммерсантъ" мира и совершения о Христе Народившемся!