Авторитетный финансист ответит за обещание спасти банк
По делу о покушении на мошенничество проходят экс-владелец хоккейного "Спартака" и отставной чекист
Как стало известно "Ъ", Тверской райсуд Москвы начал рассматривать уголовное дело Петра Чувилина, авторитетного московского финансиста, возглавлявшего ранее несколько коммерческих банков, а также экс-владельца хоккейного клуба "Спартак". По версии следствия, Петр Чувилин совершил особо крупное мошенничество, пообещав одному из банкиров решить его проблемы с контролирующими органами за $5 млн. Между тем представители подсудимого уверяют, что деньги их клиент не похищал, а получил в качестве оплаты за оказанные юридические услуги.
Процесс в Тверском суде над Петром Чувилиным, экс-сотрудником УФСБ по Москве и Московской области Юрием Ярославцевым и третьим их предполагаемым подельником неким Исмаиловым начался две недели назад, однако разбирательство пришлось уже дважды переносить из-за неявки в суд свидетелей по делу. Очередное заседание назначено на 2 февраля.
Инкриминируемое подсудимым преступление — покушение на мошенничество в особо крупном размере (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ), по версии следствия, было совершено в октябре 2014 года. Тогда Центробанк, проверяя коммерческий банк "Европейский экспресс", заподозрил кредитную организацию в финансовых нарушениях и выдал ее руководству предписание, запрещающее открывать новые филиалы и привлекать вклады физических лиц. Следующим шагом должен был стать отзыв у банка лицензии. В этот момент члену совета директоров "Европейского экспресса" Олегу Кузьмину и предложили свои услуги обвиняемые. За $5 млн Петр Чувилин, Юрий Ярославцев и Исмаилов взялись решить проблемы в Центробанке и, как уверяли они банкира, шестой службе ФСБ РФ. Почему предполагаемые мошенники выбрали именно это, не имеющее отношения к контролю за банковской деятельностью подразделение управления собственной безопасности ФСБ, неизвестно. Возможно, шестая служба, прославившаяся в то время успешной разработкой руководства ГУЭБиПК во главе с генерал-лейтенантом Денисом Сугробовым, просто была, что называется, на слуху.
Банкир Кузьмин между тем "решальщикам" не поверил и сам обратился в ФСБ с заявлением о поступившем ему сомнительном предложении. Его дальнейшие контакты с Петром Чувилиным проходили уже под негласным контролем оперативников. В результате 16 октября при передаче первого транша оговоренной суммы в размере $1,5 млн всех трех "решальщиков" задержали, а затем и арестовали. Дальнейшие события показали, что повлиять на судьбу "Европейского экспресса" Петр Чувилин и его приятели не могли — уже в ноябре 2014 года у банка была отозвана лицензия. Поэтому всей компании и было предъявлено обвинение в мошенничестве.
47-летний финансист Петр Чувилин известен в первую очередь благодаря своему участию в различных криминально-финансовых конфликтах. В 2006 году он вместе со своим партнером Германом Горбунцовым приобрел у Александра Антонова и его сына Владимира ОАО "АКБ "Конверсбанк-Москва"", переименованный затем в ОАО "Столичный торговый банк" (СТБ), и занял в нем должность председателя совета директоров. Благодаря связям Петра Чувилина в СТБ удалось разместить около $1 млрд, принадлежащих РЖД. Однако уже летом 2008 года в СТБ началась масштабная проверка. Предотвратить возможные неприятности тогда взялись оперативники МВД Дмитрий Целяков и Александр Носенко, которым Петр Чувилин выплатил $1,5 млн. Однако проверяющие все равно зарегистрировали в СТБ недостачу около $700 млн, и Петр Чувилин тогда написал заявление в ФСБ о том, что милиционеры его обманули. Дмитрия Целякова и Алескандра Носенко задержали по обвинению в мошенничестве, а затем приговорили к реальным срокам заключения.
Тем временем выяснилось, что большая часть "железнодорожных" денег была выведена за границу. В результате начатого по этому поводу разбирательства юридический владелец СТБ Герман Горбунцов расстался со всеми своими активами и уехал в Великобританию. Его партнер Чувилин потерял тогда только приобретенный им ранее хоккейный клуб "Спартак".
В начале 2012 года Петр Чувилин стал фигурантом еще одного скандала: Герман Горбунцов из Лондона направил заявление в СКР, в котором назвал его организатором покушения на одного из прежних владельцев СТБ Александра Антонова. По версии Германа Горбунцова, после покупки банка в 2006 году выяснилось, что у кредитной организации осталась крупная задолженность в размере $106 млн. Эти деньги якобы пообещал вернуть покупателю сын Александра Антонова Владимир, однако обещания не выполнил. Так и не получив долг, банкир Горбунцов, по его словам, переуступил право его требования своему партнеру Чувилину. Тот якобы подключил к переговорам с должниками "авторитетных" чеченцев, и в марте 2009 года Антонова-старшего обстреляли из автомата возле его московского офиса, причинив банкиру тяжелейшие ранения. За это преступление позже были осуждены трое жителей Чечни, однако установить заказчика расправы не удалось.
Между тем после обращения в СКР в марте 2012 года самого Германа Горбунцова обстреляли прямо возле лондонского дома. Адвокаты Александра Антонова и Германа Горбунцова тогда прямо говорили, что связывают покушение с направленным банкиром в Следственный комитет РФ заявлением.
По данным "Ъ", в рамках расследования уголовного дела о попытке мошенничества Петра Чувилина допросили и по уголовным делам о покушениях, в которых он мог быть по крайней мере свидетелем. Однако получить от финансиста какую-либо полезную информацию не удалось.
Близкий к обвиняемым источник пояснил "Ъ", что все трое не признают своей вины, полагая, что их уголовное преследование стало следствием некоей разборки, происходящей между бывшими и действующими сотрудниками спецслужб, контролирующими банковское сообщество. По данным собеседника "Ъ", отставной чекист Ярославцев заключил с банкиром Кузьминым полноценный договор на юридическое обслуживание, в рамках которого обязался предоставить ему грамотных адвокатов и экономистов, способных проанализировать деятельность банка и разработать план выхода кредитной организации из кризиса. Авторитетный же в финансовых кругах Петр Чувилин выступал гарантом сделки. Как сообщил источник "Ъ", финансист был настолько уверен в успехе запланированных его командой мероприятий, что согласился дать заказчику расписку о том, что берет у него $1,5 млн не в качестве аванса, а просто в долг, как частное лицо.