«"Интеркоммерц" проводил довольно агрессивную политику»
Банк получил временных управляющих
ЦБ ввел временную администрацию в банк «Интеркоммерц». Ранее у кредитной организации возникли проблемы с ликвидностью. Как сообщается на сайте регулятора, капитал банка сейчас снизился более чем на 30% по сравнению с максимальной величиной за последний год. Под внешним управлением кредитная организация будет находиться в течение шести месяцев. По объему активов «Интеркоммерц» занимает 64-е место в российской банковской системе. Как сообщает Forbes, счета в банке держали такие госструктуры, как «Транснефть», «Оборонстрой» и Федеральная таможенная служба. Среди клиентов банка также застройщик «Мортон» и IT-компания «Армада». Старший директор группы банковских рейтингов агентства АКРА Кирилл Лукашук обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.
— С чем связаны такие действия регулятора? Сообщается, что банк нарушил один из обязательных нормативов, установленных Банком России, о чем идет речь?
— Судя по данным пресс-релиза, который озвучил наш регулятор, собственные средства банка снизились более чем на 30% по сравнению с максимальной величиной за последние 12 месяцев. Можно сделать предположение, что это связано с получением отрицательного финансового результата, который, в свою очередь, негативно повлиял на капитал. Что повлияло на получение банком такого убытка, сказать затруднительно, как предположение, создание резервов по каким-либо кредитам, но, опять же, в отсутствие более подробной публичной информации здесь трудно делать какие-то более конкретные выводы. Давайте дождемся более подробных комментариев.
— А прошлая отчетность банков как-то отражала эти проблемы, Кирилл?
— Наверное, ключевой тренд, который стоит отметить по публичной отчетности банка, — он довольно-таки активно рос за последние четыре года, то есть с 2012 года его активы практически утроились. При этом рост банка происходил в основном за счет привлечения средств физических лиц во вклады, которые увеличились практически в 10 раз опять же за последние три-четыре года.
То есть банк проводил по классическим меркам довольно агрессивную политику, но это могло привести к проблемам, могло не привести, все зависит от конкретного качества активов и тех кредитов, которые банк выдавал.
— А кризис сейчас обостряет все банковские проблемы, и, соответственно, все видно более сильно, нежели раньше?
— Безусловно, в период экономического спада в среднем качество кредитов по системе ухудшается. Возможно, опять же, как предположение, отдельные отрасли почувствовали себя хуже в портфеле банка, и это привело к таким действиям регулятора.
— На данный момент ситуация с нехваткой ликвидности решаема?
— Поскольку управлением банка сейчас занимается временная администрация, у нее есть широкие полномочия по управлению балансом, ликвидностью в том числе. Они могут ввести мораторий на удовлетворение требований отдельных крупных кредиторов. Но, тем не менее, сейчас нужно дать несколько дней сотрудникам временной администрации для выяснения всех проблем и решения проблем с ликвидностью.
— По данным Forbes, счета в банке держали такие госструктуры, как «Транснефть», «Оборонстрой» и Федеральная таможенная служба, а среди клиентов также застройщик «Мортон» и IT-компания «Армада». Как вы считаете, насколько серьезно все происходящее скажется на этих компаниях?
— Не готов комментировать, как скажется на одной конкретной компании, могу сказать, что временная администрация — это, в соответствии с нашим законодательством, мера по предупреждению банкротства, это не отзыв лицензии. Возможно, после функционирования администрации банк продолжит свою деятельность после шести месяцев, если более глубокая оценка финансового положения позволит банку продолжать свою деятельность. Поэтому, опять же, давайте дождемся новых сообщений от регулятора.
— У вас есть какие-то свои взгляды и прогнозы на то, какова дальнейшая судьба банка, он может уйти на санацию или же лишиться лицензии, как вы думаете?
— Решение о санации принимается на основании трех факторов — это, прежде всего, целесообразность ее с экономической точки зрения, для этого временная администрация должна оценить объем активов, обязательств на текущий момент, во-вторых, наличие инвестора, который бы мог заинтересовать при решении о санации этот банк, и третий момент, который регулятором принимается во внимание, — это системная значимость банка, то есть объем его обязательств перед физическими лицами в системе, прежде всего. Банк довольно-таки крупный, поэтому не исключены здесь любые варианты. Опять же, при совокупности трех факторов регулятором будет принято решение.