Боги не той национальности
Чем создатели «Богов Египта» отпугнули зрителей до премьеры
Список зимних премьер завершают "Боги Египта", весьма крупнобюджетное — $140 млн — творение режиссера Алекса Пройаса. Создатели фильма наступили ровно на те же грабли, что и Ридли Скотт в эпике "Исход: Цари и Боги" год назад: набрали на роли египтян безукоризненно белых актеров.
К египетской теме развлекательная индустрия толком не обращалась с начала 2000-х, когда перестали снимать сиквелы и спин-оффы "Мумии". Теперь, как можно догадаться, исходя из трейлеров и опубликованного синопсиса, нас ждет фантазия на тему древнеегипетской мифологии в голливудском стиле. К примеру, бога-сокола Гора играет датчанин Николай Костер-Вальдау, простого египетского паренька Бека, протагониста и борца со злом,— австралиец Брентон Туэйтс, еще один австралиец, Джеффри Раш, изображает бога Солнца Ра, а на роль Сета, главного злодея, так и вообще Джерарда Батлера позвали. Поэтому "Богов Египта" записали в "обеляющие" постановки: многие считают, что "большая" киноиндустрия США до сих пор больна боязнью смуглокожих актеров. Ко всему прочему история с фильмом совпала с оскаровским скандалом, когда в номинантах также не оказалось ни одного темнокожего профессионала.
В общем, в прессе режиссера и студийных боссов изрядно прополоскали. Те, в свою очередь, извинились и пообещали в следующий раз обратить на перекос в цвете кожи пристальное внимание. Журналисты посчитали извинения неискренними: мол, они принесены только ради того, чтоб все отвязались. Тогда Пройас (кстати, сам выходец из греческой диаспоры в Египте, переехавший в Сидней из Александрии, когда ему было три года) дал обширное интервью, в котором, с одной стороны, признал все ошибки, а с другой — обозначил причины, от чего позитивные перемены не начнутся с его постановки. К примеру, в Австралии, где проходили съемки, одни из самых строгих законов, касающихся заезжих актеров, в частности, им сложно получить рабочую визу. Также очевидно желание студии получить в личный состав проекта известные фигуры, которые помогут увеличить сборы, и как назло большинство таких людей — белые. Под конец Пройас напомнил, что он снимал не историческую картину, а фэнтези, что предполагает чуть больше "свободы художественного выражения", в том числе не обязывает ставить египтян на роли египтян. Нельзя сказать, что всех такое объяснение удовлетворило. Большинство аналитиков уверены, что скандал сыграл скорее в минус картине, поэтому прогнозируют ей натуральный провал в США — не более $34 млн за домашний прокат.
Однако не все так плохо, в особенности для Lionsgate. Во-первых, студия рискует только $10 млн собственных денег, остальное удалось либо компенсировать за счет серьезных налоговых послаблений, которые предлагает Австралия, либо отбить на предварительных продажах в страны Азии и Ближнего Востока (там, очевидно, "выбеленный" состав исполнителей никого сильно не смущает). А во-вторых, во многих фильмах о древних божественных историях исполнители ролей совершенно не совпадают по национальной принадлежности с изображаемыми богами — и это в минимальной степени отражается на прокатных результатах. Правда, в пятерку самых кассовых постановок такого рода вошли главным образом не фантазии на тему, как в случае с "Богами Египта", а экранизации комиксов, в которых, если кто забыл, богов и героев древности лишь немногим меньше людей-пауков и прочих относительно недавно появившихся персонажей.
Взять, например, обладателя пятого места в рейтинге, фильм Бретта Ратнера "Геракл" 2014 года. Что-то в нем из цикла мифов о греческом полубоге, без сомнения, осталось — те, кто читал в детстве "Мифы Древней Греции" Николая Куна, порадуются знакомым именам и топонимам. Но вся остальная начинка имеет гораздо больше отношения к комиксу 2008 года. Развесистое мочилово с элементами фэнтези, возглавляемое супермускулистым Дуэйном Джонсоном, при бюджете $100 млн собрало $244,8 млн, так что коэффициент кассового успеха (ККУ) вычисляется совсем легко — 2,44.
Четвертое и второе места удерживают два эпических полотна "Битва титанов" и "Гнев титанов"; первое выполнил Луи Летерье, второе — Джонатан Либесман. Они — исключение в нынешнем топ-5, поскольку не основаны на комиксах, но, ей-богу, лучше бы были: создатели не оставили в мифах, которые взяли в основу повествования, ни одного живого места. Знакомыми кажутся только имена богов и героев, остальное — полная самодеятельность, так что критики выдали обоим фильмам массу негативных отзывов (рейтинг на Rotten Tomatoes — 28% и 25%), а "Битва титанов" даже получила две номинации на "Золотую малину". Однако на сборах это почти не отразилось (хороший знак, Lionsgate!): "Гнев титанов", снятый за $150 млн, заработал $305,3 млн (ККУ 2,03), "Битва", изготовленная за $125 млн, собрала $493,2 млн (ККУ 3,94). Хорошо, хоть триквел отменили.
Третью и первую позиции топ-5 также заняли два родственника: "Тор" Кеннета Браны и его продолжатель "Тор 2: Царство тьмы", снятый Аланом Тейлором. Это уже безукоризненный кинокомикс, и всерьез изучать по нему древних скандинавских богов тоже не стоит, хотя, надо признать, некоторые особенности взаимоотношений небожителей переданы верно. Как и положено экранизациям комиксов Marvel, в фильмах заняты блестящие актеры: не только актуальные звезды Крис Хемсворт и Натали Портман, но и ветераны целлулоида Энтони Хопкинс, Рене Руссо и Стеллан Скарсгорд. Бюджеты в обоих случаях, само собой, по-настоящему супергеройские: первую картину сняли за $150 млн, вторая потянула уже на $170 млн. Сборы тоже на высоте: первая заработала $449,3 млн (ККУ 2,99), вторая — $644,6 млн. Прекрасный ККУ 3,79 гарантирует, что мы увидим и третью часть приключений Тора и его асгардских родственников. Согласно планам Marvel Studios, триквел появится в ноябре 2017 года.