На борьбу с ВИЧ брошены семейные ценности
Представлен проект госстратегии противодействия инфекции
Минздрав РФ представил проект государственной стратегии по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции в России. Документ, появившийся на фоне сообщений о катастрофическом росте заболеваемости, предлагает сосредоточиться, в частности, на пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей как одной из важнейших мер профилактики дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции. Медицинское сообщество и пациентские объединения выступили с критикой проекта. Его текст, утверждают они, не содержит новых подходов в борьбе с ростом заболеваемости, а значит, не сможет переломить ситуацию.
Весной 2015 года глава Федерального центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский предупредил, что Россия оказалась на пороге "национальной катастрофы" и эпидемии ВИЧ-инфекции. Вскоре премьер-министр Дмитрий Медведев потребовал от правительства к апрелю 2016 года представить концепцию борьбы с ВИЧ. Кроме того, власти удвоили средства в федеральном бюджете, выделяемые на борьбу с заболеванием: в 2016 году на эту цель планируется направить более 40 млрд руб.
Вчера Министерство здравоохранения РФ представило проект стратегии противодействия распространению ВИЧ до 2020 года. В документе отмечается, что необходимость его принятия "обусловлена неблагоприятной динамикой распространения ВИЧ-инфекции": "В настоящее время в России имеет место умеренное распространение ВИЧ-инфекции с концентрацией эпидемии в ключевых группах населения, прежде всего среди наркозависимых и их половых партнеров". Приводятся и данные Росстата по итогам 2014 года: зарегистрировано более 742,6 тыс. лабораторно-подтвержденных случаев диагноза "ВИЧ-инфекция", с 2006 года ежегодный прирост заболеваемости — 10%, а охват лечением в 2014 году составил 23% от числа лиц с ВИЧ. "В 2015 году правительственная комиссия в сфере охраны здоровья определила задачу по увеличению охвата лечением антиретровирусными препаратами до уровня не ниже 60%",— напоминают авторы документа.
В качестве одного из основных принципов реализации стратегии заявлен "приоритет профилактических мероприятий, включающий повышение информированности граждан, в том числе определение важности пропаганды здорового образа жизни, семейных и морально-нравственных ценностей, неприятие моделей рискованного поведения, а также пагубности вредных привычек". Также планируется "реализация комплексного, межведомственного подхода при обеспечении медицинской и социальной помощи лицам с ВИЧ-инфекцией", "вовлечение гражданского общества, в том числе общественных организаций, в решение проблем, связанных с низкой приверженностью к диагностике и лечению у людей, живущих с ВИЧ-инфекцией".
"Я не вижу в документе ничего принципиально нового по сравнению с тем, что уже делается сейчас,— заявил "Ъ" господин Покровский.— В 2015 году зарегистрировано еще 93 тыс. заболевших, и, если сохранятся те же темпы прироста, в 2016 году мы можем ожидать 100 тыс. новых случаев. Поэтому того, что сейчас делается, явно недостаточно". Вадим Покровский перечислил претензии: "Не записан переход к конкретным программам по предупреждению распространения ВИЧ среди наркопотребителей, не охвачены профилактической работой работники коммерческого секса".
"Документ — просто красивая декларация, ничего общего с реальностью не имеющая,— согласился нарколог, заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского медицинского университета Владимир Менделевич.— Она ничем не отличается от подобных программ, написанных несколькими годами ранее, а за эти годы результаты в борьбе с ВИЧ достигнуты не были". Он указал на то, что российские показатели заболеваемости ВИЧ путем инъекционного введения наркотиков превысили 57% в 2014 году, а "таких цифр нигде в цивилизованных странах нет": по данным ВОЗ, в Восточной Европе эта цифра составляет 39%, в Центральной Европе — 8%, в Западной Европе — 3,9%. "Похожие темпы прироста заболеваемости Европа имела в конце 1980-х — начале 1990-х годов,— говорит господин Менделевич.— Там, не пропагандируя здоровый образ жизни и семейные ценности, подошли к решению проблемы прагматично и внедрили программы уменьшения вреда и добились результата". К числу таких программ, пояснил эксперт, относятся, например, программы обмена игл и шприцев.
"В проекте стратегии мы не видим даже упоминания об использовании презервативов как о надежном способе защиты от ВИЧ-инфекции",— присоединилась к критике исполнительный директор общественной организации в защиту ВИЧ-инфицированных женщин Е.В.А. Юлия Годунова.
Сегодня в Минздраве РФ на закрытом совещании проект обсудят главные врачи региональных центров по борьбе со СПИДом. Общественное обсуждение текста документа продлится до 17 февраля.