Обидный Барон
Как власти города Гримсби собираются заработать на новом фильме Саши Коэна
На одной неделе с очередным "Дивергентом" и еще рядом небезынтересных фильмов выходит новая работа Саши Барона Коэна "Братья из Гримсби". Британский комик опять использует любимый прием — игру со стереотипами о депрессивной провинции. Некоторые жители Гримсби уже обиделись.
"Братья из Гримсби", 2016. Режиссер: Луи Летерье. В ролях: Саша Барон Коэн, Марк Стронг, Ребел Уилсон, Пенелопа Крус, Айла Фишер. Продюсеры: Саша Барон Коэн, Найра Парк, Петар Бэйнхем, Энт Хайнс, Тодд Шульман. Big Talk Productions, Four by Two Films, LStar Capital, Village Roadshow Pictures, Working Title Films, Columbia Pictures. Великобритания, США, 83 мин. Бюджет: $100 млн
Фото: Filmz.ru
Фото: Filmz.ru
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Фото: Sony Pictures Releasing International
Режиссером картины, которую Коэн написал и спродюсировал (не в одиночестве, разумеется), выступил Луи Летерье, французский специалист, снявший "Перевозчика", "Невероятного Халка" и совсем недавно, в 2013-м, забойный плутовской экшен "Иллюзия обмана". Теперь руки дошли и до шпионской комедии. Жителя Лондона, вчерашнего приезжего, настигают родственники из провинциального неблагополучного городка Гримсби, графство Линкольншир. При этом лондонец — лучший агент секретной службы MI6, а его старший брат из Гримсби — футбольный хулиган и, если по-простому, идиот.
Стереотипные представления о депрессивной провинции Коэн преподает в концентрированном виде. На такое очень легко обидеться, что и произошло с несколькими реальными жителями Гримсби. Их можно понять: город, конечно, пострадал от затяжной безработицы, но сейчас возрождается как туристический объект. А Коэн его изображает в виде гетто для британского "белого мусора", где люди мочатся из окна многоэтажки на улицу, а матери выдают детям баночное пиво. Но дальше обиды дело не пошло. В том числе потому, что судиться с комиком — дело гиблое. Против него было подано как минимум четыре иска, главным образом, после фильмов "Борат" и "Бруно", и все они не сумели выдержать даже одного заседания в суде. В этом смысле позиция, которую заняла мэрия Гримсби, гораздо более конструктивная. Там напомнили, что показанная в картине местность не имеет к реальному городу никакого отношения, и это чистая правда. Коэн даже не пытался получить разрешение на съемку в Гримсби, а воспользовался несколькими городками в графстве Эссекс. А еще чиновники пообещали профинансировать документальный фильм о том, насколько их город хорош для жизни и туризма,— вместе с коэновской комедией это, по их мнению, должно неплохо продвинуть город на международном уровне.
Итак, за судьбу Гримсби (как в свое время за Казахстан) можно не опасаться, однако у самого фильма могут быть проблемы. Во-первых, его не очень радостно принимают критики, рейтинг на сетевом ресурсе Rotten Tomatoes — 50%. На другом популярном агрегаторе рецензий — Metacritic у картины 46 баллов из 100 возможных. Ну а во-вторых, в его производство была вложена рекордная для Коэна сумма — $100 млн, так что для положительного коэффициента кассового успеха (ККУ), то есть чтобы отбить производство и промокампанию, фильму придется собрать не меньше $150 млн, а лучше $200 млн. Между тем, если посмотреть на собственные проекты Саши Барона, можно обнаружить, что больше $200 млн заработал только один из них.
Замыкает топ-5 по доходу фильм "Рики Бобби: Король дороги", комедия про спортивные гонки NASCAR с Уиллом Ферреллом в главной роли, где Коэн сыграл главного антагониста. В кассе $163 млн, ККУ тоже не ахти какой — 2,24, потому что расходов получилось $72,5 млн. С другой стороны, создателям грех жаловаться: все затраты отбиты, критики довольны (один из рецензентов, автомобильный журналист Лео Паренте, обозначил его как "наиболее достоверный фильм про гонки" и подчеркнул, что это не сарказм). А некоторым реальным гонщикам NASCAR картина понравилась настолько, что они стали раскрашивать свои болиды в цвета Рики Бобби.
На четвертом месте — собственный проект Коэна "Диктатор", где режиссером выступил Ларри Чарльз, а комик сыграл одну главную роль и одну эпизодическую. Картина 2012 года не смогла получить прокатное удостоверение в Малайзии, Таджикистане и Туркмении, а в Казахстане ее сняли с проката через две недели после премьеры. В Узбекистане и Пакистане вышли сильно урезанные версии. Но на главных рынках релиз состоялся в полной мере, и постановка стоимостью $65 млн собрала $179,4 млн (ККУ 2,76), что для политической комедии с элементами буффонады совсем неплохо.
Третье место у фильма "Хранитель времени" Мартина Скорсезе. Один из главных режиссеров современности в начале 2010-х заинтересовался 3D-картинкой и снял сказку по детскому роману "Изобретение Хьюго Кабре" Брайана Селзника. Коэн вновь играет не очень хорошего человека — железнодорожного инспектора Густава Дастэ. Постановка получила $185,8 млн, но стоила $170 млн, так что ККУ практически провальный — 1,09. Однако у "Хранителя времени" 11 номинаций на "Оскар" и пять полученных статуэток, а у Скорсезе — третий по счету "Золотой глобус" за лучшую режиссуру.
Вторую позицию удерживает самый успешный проект Саши Барона Коэна — "Борат", срежиссированный, как и "Диктатор", Ларри Чарльзом. В 2006 году комик предпочитал снимать задешево, бюджет картины — всего $16 млн. Заработать же удалось $261,6 млн, что дает лучший ККУ в рейтинге — 14,53. При этом на долю фильма пришлось наибольшее количество цензурных запретов: его не взяли в прокат во всех арабских странах (кроме Ливана) и в России. А вот Казахстан сумел пройти путь от полного неприятия и запрета картины до официального выпуска ее на DVD и слов благодарности от министра иностранных дел страны, который справедливо выразился, что для многих постановка "нанесла Казахстан на карту мира". Да и турпоток за пять лет после ее выхода заметно вырос.
Первое место рейтинга удерживает драматический мюзикл Тома Хупера "Отверженные". Картина с Хью Джекманом, Расселом Кроу и Энн Хэтауэй в главных ролях пришлась по душе Американской киноакадемии (восемь номинаций на "Оскар" и три полученные премии), зритель поддержал фильм кошельком, принеся в кассу $441,8 млн, что при бюджете $61 млн дает приличный ККУ — 7,24. Коэн, как обычно, играет злыдня, а точнее — трактирщика Тенардье. Говорят, ради этой роли он отказался от участия в "Джанго освобожденном" Тарантино.