«Современные работодатели безалаберно подходят к вопросу оформления договоров»
В России появится онлайн-сервис для проверки трудовых договоров
Россияне смогут в интернете проверить свои трудовые договоры. Об этом сообщил замруководителя Роструда Михаил Иванков. По его словам, работа онлайн-сервиса сократит количество нарушений со стороны работодателей. Зайдя на портал «Онлайнинспекция.рф», каждый желающий должен будет ответить на ряд вопросов, которые выявят наличие в документе всех необходимых пунктов. Председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Петра Косенко.
— С моей точки зрения человека, далекого от всяких тонкостей, это неплохая идея, в каком-то смысле. Помните, раньше были юридические консультации, люди приходили туда и консультировались? Сейчас может каждый проверить свой трудовой договор — а вдруг его элементарно пытаются обмануть работодатели, что-то недодать или что-то заставить сделать большее?
— Дело в том, что современные работодатели абсолютно безалаберно подходят к вопросу оформления трудовых договоров, и зачастую не включают туда необходимую информацию, которая установлена трудовым законодательством. Само появление такого онлайн-сервиса абсолютно не лишне.
— Это в электронном виде опрос или там живые люди принимают участие в этой онлайн-консультации?
— Я думаю, что там будут указаны те основные моменты, которые закон обязывает включать в каждый трудовой договор, то есть место работы, трудовые функции обязательно должны быть прописаны, гарантии, обязательно социальное страхование. Если вдруг работник увидит, что в его трудовом договоре отсутствуют такие сведения, он может требовать от работодателя устранения этих нарушений.
— Здесь начинается самое интересное. Мы прекрасно понимаем, что очень часто, если человек придет и скажет своему работодателю «Уважаемый, знаете, у меня здесь в трудовом договоре не хватает очень важных пунктов». Как правило, ответ один — не нравится, пожалуйста, пиши заявление по собственному желанию.
— Мое мнение, что между работником и работодателем должны быть все-таки достаточно паритетные отношения. Если работодатель заинтересован в конкретном работнике как в профессионале, он, скорее всего, будет вести с ним диалог. Если же работник профессионалом не является, то уволить его рано или поздно все равно работодатель додумается и сделает это. Что же касается государственных учреждений, либо полугосударственных учреждений, то там однозначно достаточно сложно уволить работника без законных оснований, следовательно, работники таких учреждений и организаций будут активно пользоваться этим сервисом.
— А если все-таки не готов идти на переговоры и компромисс работодатель, куда работнику стоит обращаться?
— Первый вариант — написать жалобу в трудовую инспекцию, точнее, в государственную инспекцию по труду, бытовое название — трудовая инспекция. Второй вариант — обращаться в прокуратуру, которая так же в соответствии с законом обязана контролировать соблюдение трудовых прав работников.
— Есть такое распространенное мнение, что в 90% с лишнем случаев, если дело доходит до суда, в трудовых спорах между работником и работодателем суд встает на сторону работника. Как вы это прокомментируете, действительно это так?
— Как специалист, проведший не один десяток процессов в области трудового права, защищая интересы как работников, так и работодателей, могу сказать, что суд в большинстве случаев встает на сторону закона. Если работодатель нарушил закон, суд принимает позицию работника, если процедура соблюдена, и закон не нарушен, суд отказывает работнику в защите его прав.
— Тем не менее какая-то есть пропорция, и кто на кого больше подает в суд, работники на работодателей или работодатели на работников?
— В суд, конечно, подают больше работники на работодателей. Сейчас ситуация стала изменяться, суды стали реже удовлетворять иски, но не потому, что поменялась позиция, а потому, что работодатели стали задумываться о том, что необходимо соблюдать трудовое законодательство, стали больше уделять внимания квалификации своей кадровой службы, привлекать юристов, а следовательно стали допускать меньше нарушений трудового законодательства.
— В основном эти нарушения трудового законодательства, которые становятся затем основанием для суда, чтобы вынести решение в пользу работника — о чем идет речь вообще, какие нарушения самые распространенные?
— Как правило, это нарушение процедуры увольнения, нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, задержка выплаты заработной платы, либо отказ выплаты заработной платы. Самые распространенные эти.
— А есть какие-то на вашей памяти наиболее нелепые или курьезные случаи во взаимоотношениях между работниками и работодателями, которые в суде просто вызывали удивление?
— Самые нелепые и курьезные случаи — это, как правило, когда работники и работодатели не оформляют те или иные виды трудовых отношений, к примеру, работодатель сказал начальнику отдела кадров или кадровику: «Возьми и уволь его, какие основание? Никаких оснований нет, просто я так хочу». Взяли, сделали приказ об увольнении, да еще и по отрицательному основанию. Понятно, что суд однозначно восстановит такого работника.
— Кстати говоря, практика получения компенсации за моральный ущерб и за незаконное увольнение у нас уже входит в правило?
— К сожалению, суды взыскивают минимальные суммы, хотя закон обязывает их в любом случае какую-то сумму взыскать — от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч рублей. Огромных сумм компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав на моей практике я не видел, ни у меня, ни у моих коллег, к сожалению, суды пока не готовы удовлетворять иски на сотни тысяч или на миллион рублей.