"Адаптироваться вполне возможно"

Эксперт

В сфере финансовых технологий мы можем перенять зарубежный опыт себе на пользу

Юрий Дранев, ведущий научный сотрудник Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

"Финансовые технологии", или финтех, сегодня прорывная научная область. При этом нельзя сказать, чтобы финтех в России был сильно развит. В прошлом году состоялась первая специализированная конференция Finnopolis-2015 в Казани. Ожидается проведение второй в этом году.

И вроде бы интерес к финтеху у государства есть: ЦБ и Минфин высказываются "за", и бизнес старается помогать: много инициатив исходит от таких крупных компаний, как Сбербанк, QIWI, "Яндекс"... Даже стартапы возникают. Но прорыва (судя по результатам той же конференции Finnopolis-2015) пока незаметно.

Понятно, что соперничать с развитием финтеха в других странах тяжело. В Лондоне, Нью-Йорке, Сингапуре и других финансовых центрах уже вовсю работают стартап-акселераторы, там давно налажены инструменты и схемы финансирования. Были анонсированы соответствующие программы поддержки стартапов финтеха в Китае и Индии... Поэтому все интересные стартапы в области финтеха пока регистрируются за рубежом, надеясь на получение там финансирования и возможности глобальных продаж своих услуг, в том числе стратапы российских предпринимателей и выходцев из России. Например, тот же Ethereum, от которого ждут революции в применении блокчейна, основан выходцем из России. Привлечь их обратно с помощью фонда Бортника или "Сколково" сложно, особенно в условиях санкций и бюджетных ограничений. Реформирование институтов развития могло бы несколько помочь, но основная инициатива должна исходить от Минфина и ЦБ, а пока участники рынка улавливают ровно противоположные сигналы: идет процесс ужесточения регулирования всех финансовых сервисов в рамках противодействия терроризму.

Резюмируя все вышесказанное, придется признать: в текущих условиях России вряд ли суждено стать лидером по финтеху. Зато быстро адаптировать появляющиеся и распространяющиеся новые технологии при поддержке ЦБ и при небольших необходимых инвестициях вполне возможно. Тем самым может повыситься эффективность финансовой системы РФ, что так актуально в условиях кризиса.

Что касается непосредственно технологии блокчейн, то она может применяться в финансовой сфере не только для снижения рисков и затрат на посредников и контролеров, но и для увеличения безопасности транзакций. Она может быть полезна и в госуправлении, ведении реестров и даже голосовании. Однако у технологии есть недостатки — открытость транзакций для всех участников, псевдонимность с возможностью использования для противоправных действий, децентрализация, юридические проблемы сопровождения транзакций и т. д. Поэтому при использовании на блокчейн предлагают налагать ограничения: ограничивать круг участников, идентифицировать их, сделать недоступным (закрытым) программный код... Федеральная система США изучает возможность запуска Fedcoin. Похожий проект анонсирован в Китае.

В России блокчейн может использоваться для создания национальной платежной системы. Потенциальные преимущества использования блокчейна внутри РФ связаны, например, с отказом от системы SWIFT, угроза отключения от которой висит над российскими банками как дамоклов меч (отключили же Иран). Кроме того, можно будет отказаться от услуг зарубежных клиринговых центров, депозитариев и т. д, а также развивать межбанковский рынок. Возможно объединить усилия по внедрению технологии блокчейн с банками из стран-партнеров по БРИКС для отказа от расчетов в долларе, но это потребует ослабления санкций.

Мгновенных прорывов здесь ожидать нельзя, так как область финансов очень зарегулирована и необходимо учитывать все риски при внедрении технологий.

Вся лента