Работа над приписками
"Ъ" выяснил масштаб проблемы с фиктивно оказанными москвичам медуслугами
Как выяснил "Ъ", почти 43 тыс. сообщений от жителей Москвы о приписках (фиктивном оказании медуслуг) поступило в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования (МГФОМС). После проведенных проверок девять медучреждений оштрафованы на сумму более чем 2 млн руб., а прокуратура Москвы направила материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц. Столичные власти настаивают, что приписки не влияют на финансирование поликлиник, однако в МГФОМС полагают, что большое число фиктивных услуг во взрослых поликлиниках могло сказаться на темпах роста финансирования детских.
Как сообщили "Ъ" в МГФОМС, к настоящему моменту в фонд поступило более 42,7 тыс. сообщений о приписках. Напомним, в сентябре 2015 года москвичи получили возможность узнать в личном кабинете на сайте фонда ОМС об оказанных им медуслугах. Это стало причиной волны жалоб: пользователи говорят о том, что не получили часть услуг, которые врачи внесли в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему. ""Лидерами'' по количеству сообщений о приписках являются городская поликлиника N64, Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, поликлиника N218 и поликлиника N69: 3197, 2320, 1765 и 1320 жалоб соответственно",— рассказали "Ъ" в МГФОМС. Столичные власти ранее заявляли, что приписки могут быть связаны с желанием медучреждений выполнить планы по диспансеризации населения.
Представители МГФОМС и Федерального фонда ОМС в декабре 2015 года провели выборочную ревизию девяти медорганизаций. "Из 2367 проверенных медицинских услуг 2016 отсутствуют в документации либо документы не представлены вовсе",— отмечается в итоговом акте. По данным МГФОМС, наибольшее количество нарушений выявлено в городских поликлиниках N64 (545 нарушений), N218 (289) и N67 (282). "По итогам проверки санкции применены ко всем девяти медицинским учреждениям на общую сумму 2 166 428 руб.",— сообщили "Ъ" в МГФОМС.
Прокуратура города Москвы 11 марта сообщила, что также провела проверку сведений о приписках: "Выявлено, что искажение отчетных документов допускалось в большинстве московских учреждений здравоохранения, а внутренний контроль за их работой со стороны департамента здравоохранения Москвы осуществлялся ненадлежащим образом". Московская прокуратура внесла в мэрию "представление об устранении нарушений законодательства и причин, им способствующих". Кроме того, прокуратура направила в следственные органы материалы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц — сотрудников трех медучреждений. В прокуратуре отказались сообщить "Ъ" подробности, сославшись на то, что дела пока не возбуждены.
После выступлений прокуратуры департамент здравоохранения Москвы распространил сообщение о собственной проверке, "начатой еще в декабре 2015 года". На запрос "Ъ" о ее результатах в ведомстве сообщили, что "восьми руководителям медорганизаций были вынесены дисциплинарные взыскания, было принято решение об увольнении главных врачей стоматологических поликлиник N12 и N31". В пресс-службе также процитировали главу департамента здравоохранения Москвы Алексея Хрипуна, который напомнил, что в течение полутора лет финансирование многопрофильных поликлиник осуществляется по подушевому принципу (то есть по количеству прикрепленных пациентов) и "абсолютно не зависит от объема услуг".
При этом в МГФОМС предположили, что большое количество приписок во взрослых поликлиниках могло иметь негативные последствия для детских. Дело в том, что расчет подушевого финансирования учитывает коэффициенты дифференциации по половозрастным группам пациентов. До 2016 года таких групп было 20 (дети до года, взрослые трудоспособного возраста и т. д.). "Мы используем коэффициенты, предполагая, что старики, например, ходят в поликлиники чаще, чем работоспособное население,— объяснил "Ъ" директор МГФОМС Владимир Зеленский.— Когда мы пересматривали коэффициенты на второе полугодие 2015 года, они сместились в сторону взрослого населения, коэффициент для детских поликлиник уменьшился". По его словам, из этого "можно сделать предположение, что приписки могли негативно повлиять на темпы роста финансирования детских поликлиник".
Так, во второй половине 2015 года рост финансирования детских поликлиник по сравнению с первым полугодием составил примерно 6%, а взрослых — около 10%. "Чтобы этот фактор нивелировать, мы с 2016 года 20 половозрастных групп заменили на 6. После этого детские поликлиники догнали темпы роста, которые они несколько упустили на предшествующем этапе",— сказал господин Зеленский.