Срыв гособоронзаказа рассмотрели и с воздуха, и с моря
Проблемы ракетно-космической отрасли и судостроения обсудили на совещании по вопросам неисполнения ГОЗ
Вчера представители промышленности, Министерства обороны и вице-премьер Дмитрий Рогозин обсудили причины срыва государственного оборонного заказа 2015 года. Обсуждались центр им. Хруничева, не сумевший поставить военным три ракеты и два разгонных блока, и Амурский судостроительный завод, не справившийся с ремонтом подлодки.
Открывая совещание по вопросам неисполнения гособоронзаказа (ГОЗ) в 2015 году, господин Рогозин призвал представителей ОПК не жаловаться на экономический кризис и санкции: "Основная часть проблем, которая привела к срыву, это недоработка в организации дела". Его первый заместитель Иван Харченко добавил, что ситуация с ГОЗ-2015 "значительно лучше, чем в предыдущие годы" — он был исполнен на 96%. "Ситуацию с оставшимися 4% мы детально рассмотрели на целой серии совещаний,— подчеркнул господин Харченко.— По наиболее вопиющим случаям неисполнения ГОЗ материалы переданы в Генпрокуратуру". По его словам, самые большие трудности ГОЗ испытал в ракетно-космической отрасли и судостроении.
Публичного обсуждения удостоились два предприятия — Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) им. Хруничева и Амурский судостроительный завод (АСЗ). В случае с ГКНПЦ речь шла о недопоставке трех ракет-носителей "Рокот" и двух разгонных блоков "Бриз-М". По словам гендиректора ГКНПЦ Андрея Калиновского, причинами проблем стали халатность на предприятии и низкий производственный контроль. Впрочем, он заверил, что первый "Рокот" уже находится на космодроме Плесецк, где готовится к майскому пуску, второй — уже доставлен из омского "Полета" на площадку в Москву и будет сдан военным в мае, а третий — в июле. Разгонные блоки не были поставлены из-за системного финансового кризиса, в котором ГКНПЦ оказался в 2014 году: выданные для оздоровления 8,5 млрд предприятие начало получать с апреля 2015 года и специалисты не уложились в технологические циклы. Военные получили изделия 18 февраля и 9 марта.
В случае с АСЗ речь шла о срыве сроков сдачи ВМФ РФ корвета проекта 20380 "Совершенный" и проблемах с ремонтом дизель-электрической подлодки проекта 877 "Комсомольск-на-Амуре" (причины крылись в нехватке оборотного капитала предприятия и отсутствии испытательной базы).
Господин Рогозин поинтересовался у врио гендиректора завода Михаила Боровского его условным статусом: "Почему вы семь месяцев находитесь в подвешенном состоянии, когда предприятие такое проблемное?" За господина Боровского вступился глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов: "Кандидат проходит соответствующие проверки в ФСБ. Все руководство, которое находилось на заводе в начале 2015 года, с задачами не справилось, которое было в мае 2015 года — тоже. В ноябре мы высадили туда команду управленцев, которые курируются вице-президентами ОСК. Они пробудут там ровно столько, сколько нужно для наведения порядка". "В отрасли много проблемных заводов, но других вариантов пока нет,— горячился господин Рахманов.— Как только появятся директора, которых не будут сажать, тогда все и наладится".
Проблем с судостроением действительно много, говорит источник "Ъ" в Минобороны: в 2015 году была сорвана поставка первых фрегатов проекта 11356 ("Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен"), фрегата проекта 22350 "Адмирал Горшков", десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен" и морского тральщика проекта 12700 "Александр Обухов".
По информации "Ъ", в закрытой части совещания представители промышленности и Минобороны разобрали случаи срыва ГОЗ в других отраслях. Например, в 2015 году предприятия Объединенной авиастроительной корпорации сорвали планы поставки двух МиГ-29 и двух Су-35 (они были переданы военным в феврале 2016 года), а также не смогли вовремя выполнить обязательства по модернизации около десяти самолетов.