Русское пешее
Сергей Гуськов о том, как современные художники возрождают искусство блуждания
Группа "Вверх!" "Неми" / Блуждания святого Дионисия
Группа "Вверх!", появившаяся в недрах Школы Родченко, практически полностью состояла из видеохудожников, но их деятельность часто выходила за пределы экрана. Лейтмотивом выставки "Неми" (2011), которую группа "Вверх!" организовала летом в Лианозовском лесопарке, была экскурсия Петра Жукова — он водил около трех десятков человек по дорожкам и среди деревьев, тут и там показывая спрятанные работы. Постепенно экскурсия обретала черты перформанса и ритуала, включая действия других художников: например, зрители наблюдали, как Екатерина Лазарева высаживала пластиковые кладбищенские цветы, а Дмитрий Венков предлагал отведать с ним курицу гриль. Финалом был проход по затопленному туннелю под МКАДом, чтобы посетить построенный художниками алтарь. Через два года зимой группа "Вверх!" провела акцию "Блуждания святого Дионисия". Две художницы одновременно ходили по разным местам и разным способом: Полина Канис — в Париже, по четкому маршруту; Людмила Зинченко — в заснеженном подмосковном лесу, случайным образом. При этом они были связаны через интернет: Канис несла ноутбук, который символизировал голову Дионисия, где транслировались блуждания Зинченко.
Москва, 2011 / 2013
Группа "Лаборатория", Анна Коржова Без названия
Настоящий бум психогеографии происходил в начале 2010-х в Самаре. К примеру, группа "Лаборатория" решила исследовать возможности дрейфа. "Мы выбрали район в центре города,— рассказывает участник тех событий Илья Саморуков,— разбились на четыре группы, ограничили время перемещения (с 8 утра до 12 дня). Мы спрашивали у прохожих, куда нам идти. Даже пошли за одним местным жителем, чтобы узнать, как именно он перемещается по своему району. Он заметил нас и скрылся. Мы заходили во дворы старых деревянных зданий, говорили с жителями, чувствовали их подозрительное отношение. Один раз мы просто зашли к одной нашей подруге в гости. Каждый раз мы старались находить новый принцип выбора, куда пойти: спросить у прохожего, найти косвенное указание, ткнуть пальцем в точку на карте". Другие самарские художники пытались реактуализировать техники "КД", одну из таких акций организовала Анна Коржова. "Зрителей приглашали за Волгу — там чудесный лес. Нас долго вели по дорожкам, красивый зимний пейзаж, вековые деревья, мостки через протоки, озера. Мы услышали пение птиц. Потом нас попросили остановиться. Дорогу пересекла сгорбленная бабушка со связкой книг. Когда она прошла, нам сказали, что голоса птиц были записью, у нашего гида был спрятан магнитофон, а бабушка была переодетой участницей акции",— так вспоминает об этой акции ее участник Сергей Баландин.
Самара, 2010
Кирилл Савченков, Алиса Олева и др. Дрейфы-экскурсии
В 2013 году Кирилл Савченков, в тот момент известный как фотограф, а сейчас больше занимающийся лекциями-перформансами, провел экскурсию по Ясенево — группа слушателей проходила район насквозь, потом шла в Битцевский лес и оказывалась в Образцово-перспективном жилом районе в Северном Чертаново. Экскурсия, часть проекта "Анабасис", была основана на личных воспоминаниях художника. Похожее блуждание по району проводилось месяц назад в рамках выставки "Дорога от метро" в галерее "Беляево": Алиса Олева предлагала участникам walkshop'а пойти за незнакомцем и открыть для себя новые пути. В галерее участники готовились: проходили инструктаж и изучали карту. Художница активно участвует в международных сообществах Walking Artist Network, Living Maps, Walk Exchange, где можно предложить свою прогулку или откликнуться на чью-то просьбу подрейфовать по городу. В прошлом году в Москве прошел круглый стол "Как бродить по пространствам. Инструкции", организаторы которого предлагали в качестве руководства к действию использовать "Московский дневник" Вальтера Беньямина. Действительно, Беньямин, с его теорией фланера и реальными описаниями городских перемещений, описал схожие с дрейфом практики задолго до ситуационистов.
Москва, 2013-2016
Екатерина Васильева и Ганна Зубкова Революционная ось
В течение целого дня 11 августа 2014 года Екатерина Васильева и Ганна Зубкова несли металлическую трубу — почти по ровной линии от северной точки на МКАДе до южной, через центр и спальные районы, скверы и промышленные зоны. Акция получила название "Революционная ось" — намеренно двусмысленный перевод астрономического термина "ось вращения": художницы представили Москву как вращающийся объект, к тому же с площадью Революции посередине. Анонс мероприятия вызвал бурное обсуждение в соцсетях и привлек внимание СМИ — когда художницы оказались внутри Садового кольца, на них налетели журналисты, которые испарились, когда они пересекали Садовое во второй раз. Прохожие реагировали на перформанс доброжелательно и с интересом. Сами художницы уходят от объяснений: говорят, что просто несли трубу, разве что добавляют, что это было общение с городом с помощью трубы. Похожее наложение символической карты на реальную проделали совместно российские и итальянские художники, среди которых Анастасия Рябова и Ольга Житлина, в 2013 году в городе Бьелла: их маршрут был в форме звезды, приходилось лазить по крышам, проходить через частные владения, разрушать стены.
Москва, 2014
Анастасия Рябова и Варвара Геворгизова Движение "Ночь"
В 2015 году Анастасия Рябова и Варвара Геворгизова организовали Движение "Ночь". Как и в случае группы "Вверх!" и "Лаборатории", в движении нет строгого списка участников: в акциях принимают участие все желающие. Для каждой ночи выбирается оргкомитет и куратор. С блужданием были связаны три проекта движения. "Ночь в лесу" прошла в рамках биеннале "Киевская школа" в июне 2015 года. "В Киев приехали московские художники,— рассказывает куратор той ночи, украинский художник Никита Кадан,— пошли вместе с украинскими ночью в чащу леса, там разошлись и заблудились поодиночке. На рассвете из лесу выбирались кто как умел". Через месяц в парке у московского Дворца пионеров состоялась акция "Ночная охота": участники распределились по территории парка, а один из них, знающий, что он охотник (им оказался художник, выступающий под именем Индивидуальный Предприниматель), "отстреливал" своих жертв из водяного пистолета. Осенью состоялась "Ночь ворованных котлет": куратор определялся в ходе соревнования, кто украдет больше котлет. Участники расходились после инструктажа, в том числе юридического, на Чистых Прудах в разные стороны к Садовому кольцу в поисках круглосуточных магазинов.
Киев/Москва, 2015
Куратор Ксения Ануфриева Психогеография: параллельный опыт
Нынешний проект "Психогеография: параллельный опыт" в Нижнем Новгороде основан на рассказе Кирилла Кобрина "Топография тех мест". Видео Евгения Шливко, Дмитрия Степанова, Юрия Златова и Наталии Викулиной сняты во время дрейфа по разным районам города. У Анны Толкачевой единственное видео, сделанное из машины, с переднего сидения, вверх через лобовое стекло. "Видео снято на телефон, с малоинформативного ракурса,— говорит художница.— Каждый художник сам выбирал метод съемки и взаимодействия с городом. Обязательности никакой не было, и к тому же авторы работали независимо друг от друга. Каждый автор делал одно свое видео, а также давал подборку видеоматериалов для общего видео, которое будет случайной компиляцией из всей совокупности этих материалов от всех участников". Композиторы (Марк Булошников, Кирилл Широков, Алексей Шмурак, Настасья Хрущева, Рачья Есаян и Дмитрий Курляндский) выбирали уже готовое видео участников и писали к нему музыку. В итоге задействованы были самые разные локации Нижнего Новгорода.
Нижний Новгород, 2016