Пожары гонят губернаторов из леса
Главы Бурятии и Забайкалья могут потерять часть полномочий
Лесные пожары, которые с весны бушуют в восточной части России, могут привести к тому, что впервые руководителей субъекта РФ могут лишить полномочий по управлению лесами. Зампред правительства Александр Хлопонин поручил рассмотреть такую возможность в отношении Бурятии и Забайкальского края. Экологи подтверждают, что ситуация с пожарами в этих регионах достигла критического уровня, но указывают, что именно федеральные власти не обеспечили местные лесные службы достаточным финансированием.
Как сообщили "Ъ" в пресс-службе Минприроды, вице-премьер Александр Хлопонин поручил министерству в ближайшее время подготовить предложения по изъятию у Бурятии и Забайкальского края полномочий по управлению лесами. В случае положительного решения вопрос лесного контроля будет передан на федеральный уровень. "Работа над этим уже началась",— добавили в Минприроды.
В 2006 году был принят Лесной кодекс РФ, согласно которому территории лесного фонда распределены между субъектами и переданы им в управление. В 2007 году региональные власти получили полномочия по лесоохране и пожаротушению. Сейчас расходы на эти цели делятся примерно поровну: федеральные субвенции дополняют выплаты региональных бюджетов. Так же распределяются и доходы от использования лесов. В Лесном кодексе указано, что, если регион не справляется с возложенными обязанностями, центр имеет право отозвать полномочия и ввести по отношению к лесному фонду статус федерального управления. За прошедшие десять лет такого не происходило ни разу.
Этой весной Бурятия и Забайкалье чаще других регионов попадали в тревожные сводки. Экологи регулярно обвиняли власти регионов в занижении статистики: в середине мая "Гринпис России" утверждал, что в официальные сводки попадало не более 5% пожаров. Рослесхоз, который традиционно скептически относится к этим утверждениям, вынужден был признать обоснованность ряда претензий. "Мы не исключаем, что могут существовать политические факторы, когда информация в том или ином формате по-другому передается во внешнюю среду",— заявил, в частности, заместитель главы Рослесхоза Николай Кротов (см. "Ъ" от 19 мая). Вчера ведомство не комментировало вопрос возможной передачи полномочий, однако выпустило официальное заявление о том, что "Бурятия не принимает мер по привлечению региональных сил к тушению лесных пожаров". В Рослесхозе подчеркнули, что в республике "в целях стабилизации обстановки" работают 262 авиапожарных из федерального резерва, "при этом регион не принимает эффективных мер по привлечению к тушению собственных сил".
Реализовать поручение Александра Хлопонина будет затруднительно, признал источник "Ъ" в Минприроды. "Дело в том, что конкретный механизм передачи полномочий нигде не описан,— сказал он.— И что это будет означать в реальности, пока сложно сказать. Понятно, что сменится какая-то часть начальников, но конкретные шаги надо будет продумать".
При этом на сам процесс ликвидации пожаров передача полномочий повлияет мало, добавил собеседник "Ъ", например, в Бурятии и так работает самая крупная группировка федеральных сил Росавиаохраны. "Федералы уже тушат там пожары, так что передача полномочий в какой-то мере просто зафиксирует эту ситуацию",— говорит источник "Ъ". Политические последствия такого шага в Минприроды никак не оценивают, "но всем и так понятно, что если регион не справляется с частью своих полномочий, то ничего хорошего в этом нет".
Экологи также не понимают, как будет происходить передача полномочий. "Здесь очень много подводных камней. Например, надо перераспределить деньги, уже выделенные из федерального и региональных бюджетов,— говорит глава лесного отдела "Гринписа России" Алексей Ярошенко.— Возникают вопросы и про имущественный комплекс — полномочия уходят федералам, но касается ли это техники, которая является собственностью региона?" В целом зеленые не видят особого смысла в этой процедуре. "Мы сами лет пять назад предлагали изъять полномочия у Ленинградской области, но тогда ситуация была совсем другой, да и государство было поживее,— вспоминает господин Ярошенко.— А в нынешней ситуации нарастающего кризиса я не верю, что это поможет".
Напомним, что в прошлом году Александр Хлопонин предложил сделать подготовку к пожароопасному сезону одним из показателей эффективности деятельности губернаторов (см. "Ъ" от 20 апреля 2015 года). Тогда Рослесхоз разработал для вице-премьера методику "лесной" оценки эффективности региональных властей по охране и защите лесов и даже подготовил соответствующий рейтинг — в число отстающих попали Камчатский край, Забайкалье и Тува.
Тогда впервые речь зашла о том, что по итогам работы может быть рассмотрен вопрос об изъятии полномочий у регионов.
Зеленые указывают, что значительная доля вины за сложившуюся ситуацию лежит как раз на федеральном центре. "Конечно, там хватает ошибок на местах,— говорит господин Ярошенко.— Но когда регионы получают от государства максимум 10% от необходимых средств на лесную охрану и восстановление, они объективно не могут справиться. От передачи полномочий денег не прибавится, их просто нет". Экологи считают, что большинство субъектов РФ с радостью передали бы ответственность за леса на федеральный уровень, "если это не повлечет какие-то репрессии в отношении "не справившихся" губернаторов".
Политолог Александр Кынев считает, что главы регионов немного потеряют в политическом весе, потому что им особо нечего терять. "Оба региона не обладают серьезными ресурсами: ни экономической мощи, ни стратегического расположения, к тому же со сложными элитами",— говорит он. Эксперт подчеркивает, что из-за сложного экономического положения Бурятия и Забайкалье не могут справиться с полномочиями по охране лесов и им приходится отрезать куски от бюджета, которые планировались на что-то другое. "Учитывая, что это непосильная ноша, передача полномочий может стать для них подарком",— предполагает он.