Победили сильнейших
"Кливленд" впервые стал чемпионом главной баскетбольной лиги мира
НБА
Новым чемпионом НБА стал клуб "Кливленд Кавальерс". Его чемпионство и логично, и парадоксально одновременно. От самой щедрой команды лиги успеха ждали скорее в прошлом сезоне. Но, уступив год назад в финале "Голден Стейт Уорриорс", "Кливленд" пережил после этого непростые времена, потерял фаворитский статус, но взял у калифорнийцев реванш, выкрутившись в финале из безнадежной ситуации. Соперников кливлендцы, лидером которых является ярчайшая баскетбольная звезда мира Леброн Джеймс, дожали в седьмом матче на чужой площадке — 93:89.
Для России успех "Кливленда" стал безусловным событием. Отечественных баскетболистов в НБА выступало не так уж мало, и среди них, например, был заслуживший за десять с гаком сезонов в сильнейшей профессиональной спортивной лиге мира великолепную репутацию Андрей Кириленко, который теперь трудится президентом Российской федерации баскетбола. Но никому из них не удавалось хотя бы в качестве игрока глухого запаса добраться со своим клубом до чемпионского титула. И вот наконец прорыв случился.
Причем в "Кливленде" россиян сразу двое. И если Александр Каун — это как раз тот самый глухой запас, то другой центровой, Тимофей Мозгов,— фигура для клуба вполне важная. В этом сезоне он, правда, уже не был одним из лидеров, как в предыдущем, но по крайней мере на площадку, пусть, как правило, ненадолго, выходил регулярно. В финале Мозгов появился на ней в пяти матчах из семи, и на всех триумфальных фото из раздевалки его легко можно заметить.
Впрочем, в Америке российский фактор, смакуя кливлендский успех, если и упоминали, то вскользь. Все понятно: сюжеты локальные затмевал сюжет грандиозный, глобальный — о том, какой долгой и кривоватой дорожкой "Кливленд" добрался до этого чемпионства.
Клуб этот — молодой, но молодой относительно, по меркам НБА. Он создан в 1970 году, и за прошедшие с того момента четыре с половиной десятилетия переживал разные времена — и плохие, и хорошие. Но на титул ему замахнуться никак не удавалось. Не удавалось даже после того, как в 2003 году "Кливленд" получил шикарного новичка, может быть, наиболее талантливого со времен великого Майкла Джордана баскетболиста в мире. Речь о Леброне Джеймсе.
И с ним "Кливленд" продолжал оставаться клубом скорее второго эшелона. Сам Джеймс, которого, кажется, немного напрягало отсутствие среди личных трофеев трофеев командных, в 2010 году решил уйти в швырявшийся деньгами "Майами Хит" и с ним взял два чемпионских звания.
А в 2014 году "Кливленд" вдруг поменял весовую категорию. Подбор игроков у него и так-то был достаточно крепким, позволявшим рассчитывать на многое. Но "Кавальерс" совершил ход, который моментально сделал его не просто претендентом на титул, а претендентом основным — вернул Леброна Джеймса.
Если бы "Кливленд" стал чемпионом в прошедшем сезоне, этому никто не удивился бы. В лиге не было более щедрых клубов ("Кавальерс" и сейчас уверенно лидирует по размеру платежной ведомости — почти $106 млн, $23 млн из которых ежегодно достаются Джеймсу). В лиге не было клубов, более, что ли, явно скроенных под такой результат.
Но не сложилось. По ходу play-off "Кливленд" подкосили травмы некоторых игроков основы, а в финальной серии все окончательно и бесповоротно убедились в том, что "Голден Стейт", пусть о нем до этого говорили поменьше, превосходит "Кавальерс" по большинству игровых параметров, а вожак оклендцев Стефен Карри ничуть не хуже, а в смысле умения управлять коллективом, вести его за собой — даже лучше, чем Джеймс.
В следующем сезоне до финала добрались те же самые клубы, а расклад был уже совсем иным. Выигрыш "Голден Стейт" представлялся чем-то неизбежным. Он выдал невероятный регулярный чемпионат, по ходу которого установил рекорд НБА, потерпев всего девять поражений. Карри утвердился в статусе лучшего баскетболиста, опять получив приз MVP. А вот "Кливленд" шатало. Шатало так сильно, что в январе он уволил с тренерского поста бывшего тренера сборной России Дэвида Блатта, предпочтя ему имевшего небогатый опыт Тайона Лью. Казалось, великие свершения ему не светят, а сам по себе выход в финал — уже подвиг.
Настоящий подвиг, как выяснилось, был впереди. После четырех матчей "Кливленд" уступал "Голден Стейт" со счетом 1:3. История НБА говорила о том, что это отставание — приговор: никто до сих пор не отыгрывал его в решающих сериях. К тому же чисто игровое калифорнийское превосходство было достаточно заметным. Золотой для него итог представлялся итогом логичным, справедливым.
Но торжества логики не случилось. Вместо него случилось преображение "Кливленда", который почему-то сдаваться отказался, а принялся выкарабкиваться из безнадежной ситуации — и выкарабкался. И прежде всего благодаря Леброну Джеймсу, который в каждом матче совершал что-то экстраординарное, убеждая, что Стефену Карри рановато считать свои фронтменские позиции в баскетболе неуязвимыми. Это Джеймс на минувшей неделе выглядел главным баскетбольным гением, а не его оппонент.
Последние в финале геройства он записал в актив в концовке седьмого матча, когда при равном счете догнал и накрыл убегавшего к кольцу Андре Игудалу, а потом набрал важные очки (всего их у Леброна Джеймса накопилось вчера 27 — плюс 11 подборов, плюс 11 результативных передач). "Кливленд" одолел "Голден Стейт" — 93:89, а Джеймс взял звание MVP серии, сопроводив его грозящей войти во все летописи НБА фразой: "Я не знаю, почему человек наверху всегда заставляет меня идти по труднейшему из путей. Зато я знаю, что он никогда не ставит меня в положение, из которого я не мог бы найти выход".