«Нам пока никто не отказал ни в деньгах, ни в господдержке»
Юлия Музыкантская — о будущем Московской биеннале современного искусства
В пятницу было объявлено о том, что комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн покинет свой пост, занимаемая им должность будет упразднена, проведением мероприятия займется новая организация «Биеннале современного искусства», создаваемый вместо комиссара экспертный совет возглавил член президентского совета по культуре, комиссар павильона России в Венеции Семен Михайловский, а президентом нового фонда биеннале стала Юлия Музыкантская. Ряд экспертов негативно оценил эти события, в частности, обратив внимание на то, что со многими анонсированными членами экспертного совета биеннале на самом деле нет официальных договоренностей об участии в проекте, кроме того, у будущей биеннале нет государственной поддержки, без которой мероприятие будет провести трудно или невозможно. ЮЛИЯ МУЗЫКАНТСКАЯ ответила на вопросы “Ъ”.
— Вы объявили о том, что будете проводить биеннале независимо от государственных структур. Как вы собираетесь это осуществить?
— Боюсь, возникло недопонимание. С 2005 года подготовкой и проведением Московской биеннале занимается негосударственный художественный фонд, учрежденный частными лицами, во главе с Иосифом Бакштейном. Фонд был владельцем бренда «Московская биеннале современного искусства» и каждый год подавал заявки в Минкультуры для получения средств на подготовку и проведение биеннале.
Причины создания нового фонда очень простые: когда Иосиф Маркович Бакштейн попросил снять с него оргработу, мы изучили имеющийся фонд. За 11 лет изменилось законодательство об НКО. Нужно было или потратить время и деньги на полную проверку всей документации, а потом и на ликвидацию всех сложностей, или создать новый в соответствии с действующим ГК. Мы посоветовались с юристами и Иосифом Бакштейном и выбрали второй вариант — так оказалось проще, дешевле и быстрее. На прошлой неделе подписаны документы о передаче бренда новому художественному фонду — «Биеннале современного искусства», президентом которого я и стала. Больше у Московской биеннале ничего не изменилось, просто появился новый оператор на совершенно тех же условиях.
До того как что-то начинать, мы представили свою концепцию в Минкультуры и находимся с ведомством в рабочем контакте. После объединения ГЦСИ и РОСИЗО нам назвали эту организацию как нового оператора финансовой государственной поддержки проектов современного искусства. Пока не был зарегистрирован новый фонд биеннале и оформлена передача ему прав на бренд, наше общение со всеми носило неформальный характер. Нам только предстоит обратиться за госфинансированием. Средства на текущую деятельность мы надеемся находить самостоятельно, а госбюджет тратить только на основной проект биеннале.
— После сделанных в пятницу заявлений вас в числе прочего упрекают в том, что не все из заявленных членов оргкомитета и экспертного совета на самом деле официально подтвердили свое намерение работать с вами. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Во-первых, мы не объявляли состав оргкомитета. Последние месяцы я провела в переговорах с чиновниками и представителями профессионального сообщества. Официально невозможно было ни к кому обратиться с просьбой войти в любой орган биеннале: до оформления документов у нас не было никаких прав ее представлять. Для общения с чиновниками нужен статус.
А многие, как я теперь понимаю, просто не верили в то, что Иосиф Бакштейн доверит биеннале кому бы то ни было. Слишком часто начинались переговоры с разными людьми, и ни разу — до прошлой пятницы — это ничем не закончилось. В любом случае спасибо за все советы и рекомендации, данные нам на предварительном этапе.
Брифинг 8 июля был устроен исключительно как старт начала работы нового фонда и объявление о переменах структуры: создании экспертного совета и возвращении оргкомитета.
Сам Иосиф Бакштейн заявил, что у биеннале новая команда, в составе которой он продолжает заниматься развитием международных связей. Вместо комиссара, который единолично решал все, создается экспертный совет, который будет выбирать куратора и проекты для параллельной и специальной программы. Мы пригласили возглавить его Семена Михайловского — ректора одного из ведущих художественных вузов и комиссара павильона России в Венеции. После его согласия мы предложили войти в состав экспертного совета представителям ряда институций и деятелям современной культуры. Опубликован не список экспертного совета, а перечень тех, кому направлены приглашения в него войти. Уверена, сообществу интересно поучаствовать в его развитии, ведь это проект, важный для всех.
Мы анонсировали обсуждение будущего Московской биеннале современного искусства, которое состоится 16 июля в институте «Стрелка». Прежде чем принимать какие-то решения, мы даем возможность всем коллегам озвучить свои пожелания к проекту.
— Говорят и о том, что на самом деле судьба биеннале еще не решена, что РОСИЗО, организация, которая теперь отвечает за федеральную поддержку современного искусства, может в итоге выбрать другого оператора…
— Очень странная версия. Это как если бы департамент кинематографии Минкультуры объявил о намерении сменить руководство Московского международного кинофестиваля, например. Только потому, что кроме официальной команды есть и другие желающие проводить этот фестиваль. Я привела именно такой смешной пример, потому что кинематографисты уже много лет приходят с заявками на получение госсредств в один орган, уполномоченный министерством. А деятели современного искусства только начинают работать в системе «одного окна».
Мы провели серию рабочих встреч в Минкультуры и аппарате правительства. По итогам их мы уже получили вчера первое приветствие от специального представителя президента по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого с пожеланиями успеха. Все наши собеседники были едины: легитимна только та команда Московской биеннале, которая официально получит от Иосифа Бакштейна часть его функций.
8 июля Иосиф Маркович Бакштейн объявил о том, что у Московской биеннале новый фонд, новая команда и он входит в нее как почетный комиссар биеннале и член экспертного совета. На новый фонд оформлен бренд «Московская биеннале современного искусства». На мероприятии присутствовали два представителя РОСИЗО, как я поняла, чтобы исключить сомнения в решении Иосифа Бакштейна.
Главу РОСИЗО Сергея Перова я знаю как опытного управленца. Мы надеемся помимо получения госсредств через РОСИЗО на полноценное сотрудничество с этой организацией и с ним самим. Даже если РОСИЗО перестанет быть оператором господдержки, все видели, как внимательно Сергей Перов отнесся к Молодежной биеннале под руководством Екатерины Кибовской, полученной им вместе с ГЦСИ, и как много успел сделать всего за пару месяцев. Их первый общий проект стал потрясающим примером успеха выставки современного искусства в нашей стране. Сергей Перов и Екатерина Кибовская установили планку, до которой нам теперь надо еще дотянуться.
— И все же, как вы собираетесь финансировать биеннале. В числе прочего говорят, что у вас не сложились договоренности о спонсорстве мероприятия с некоторыми частными компаниями, в частности, с НОВАТЭКом...
— А что значит «не сложились»? Обращаться в НОВАТЭК, Минкультуры или другие госорганы и компании за финансированием мы получили возможность только сейчас — после оформления всех документов. Нам пока никто не отказал ни в деньгах, ни в господдержке — мы еще ни о чем даже не успели попросить.
Мы хотим сотрудничать со всеми — государственными и негосударственными — институциями, занимающимися современным искусством. При этом Московская биеннале остается самостоятельной организацией и не связана никакими обязательствами ни с одной частной культурной институцией или компанией. Я призываю всех успокоиться и дать нам возможность начать работу.