«Волгомост» могут проложить обратно
В саратовской компании введена процедура наблюдения
Арбитражный суд Саратовской области ввел процедуру наблюдения в отношении ПАО «Волгомост» по заявлению московского ООО «Оппортьюнити». В реестр требований кредиторов включен долг в размере 40 млн рублей. Несмотря на то, что запущена первая стадия процедуры банкротства, у ПАО «Волгомост» есть все шансы вернуться к строительству первой очереди нового саратовского аэропорта — арбитраж отменил решение Росавиации о расторжении контракта, в то время как договор с нынешним подрядчиком, АО «Мостоотряд‑99», наоборот, расторгнут. Как будут развиваться события, в правительстве Саратовской области пока не поясняют.
Арбитражный суд признал обоснованным заявление московского ООО «Оппортьюнити» о признании саратовского ПАО «Волгомост» несостоятельным и принял решение ввести в отношении компании процедуру наблюдения до 12 января 2017 года. В реестр требований кредиторов включены требования столичной компании в размере 40,03 млн рублей, из которых 2,65 млн рублей — неустойка, а 37,37 млн рублей — основной долг.
Изначально заявление о банкротстве ПАО «Волгомост» подало саратовское ООО «Сплав», которое обратилось в арбитраж с долгом в 15,24 млн рублей еще в феврале прошлого года. Однако оно было возвращено заявителю. Позже еще несколько компаний предпринимали безуспешные попытки вступить в дело о банкротстве, но им по различным причинам было отказано. Лишь ООО «Оппортьюнити» удалось обосновать свои требования.
Через введение наблюдения ПАО «Волгомост» может вернуться к строительству первой очереди нового саратовского аэропорта: в апреле контракт с АО «Мостоотряд‑99» был расторгнут, а окончательного решения по делу о расторжении контракта с ПАО «Волгомост» пока не принято, ближайшее заседание состоится 27 июля.
Напомним, контракт между Росавиацией в лице ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА) и АО «Мостоотряд‑99» из Махачкалы (учредителем является депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Мурад Гаджиев, компания имеет отношение к группе «Сумма». — „Ъ“) был заключен 14 декабря прошлого года. О том, что именно дагестанская компания будет заниматься строительством первой очереди нового саратовского аэропорта, стало известно в середине ноября, поскольку только она была допущена до конкурса. Как писал „Ъ“, заявки на участие подавали три компании: саратовское ПАО «Волгомост» (предложило сделать работу за 4,408 млрд рублей при начальной стоимости в 4,58 млрд), московское ООО «ОлимпСитиСтрой» (4,42 млрд) и дагестанское ОАО «Мостоотряд‑99» (в 4,44 млрд рублей). Однако заявки первых двух участников комиссия признала не соответствующими требованиям конкурсной документации.
Не дожидаясь заключения контракта, ПАО «Волгомост» подало исковое заявление в Арбитражный суд Москвы с просьбой признать недействительной сделкой передачу во временное пользование ФГУП «АГАА» проектной документации по объекту капитального строительства «Строительство аэропортового комплекса „Центральный“». За проект «Волгомост» заплатил 76 млн рублей, а передал Администрации гражданских аэропортов на семь лет за 1 тыс. рублей, то есть с явным ущербом для «Волгомоста». Это заявление суд удовлетворил.
Отмена госконтракта же следует из первого решения: в соответствии с соглашением с АГАА, «Мостоотряд‑99» должен был разработать рабочую документацию на основе проектной, а последняя, по решению суда, передана ФГУП по недействительному соглашению. В итоге контракт от 14 декабря прошлого года на выполнение работ по объекту «Строительство аэропортового комплекса „Центральный“» (г. Саратов), I очередь строительства (объекты федеральной собственности)» признан недействительным.
Параллельно ПАО «Волгомост» пытается восстановиться в качестве генподрядчика на строительном объекте. Контракт с компанией был заключен 4 декабря 2012 года на сумму 3,829 млрд рублей, тогда же «Волгомосту» выплатили аванс в размере 1,148 млрд рублей. Однако работы начаты не были, и в марте 2015 года АГАА в одностороннем порядке расторгла контракт и потребовала вернуть неотработанный аванс в размере 1,005 млрд рублей. Но в январе этого года Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил иск ПАО «Волгомост» к ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и отменил решение о расторжении договора, согласившись с доводами о том, что задержка строительства происходила по вине заказчика, который менял проект взлетно-посадочной полосы. В апреле решение подтвердила апелляционная инстанция, сейчас АГАА пытается оспорить его в кассационной инстанции. Однако велика вероятность, что «Волгомост» все же вернут на строительную площадку.
Тем временем АО «Мостоотряд‑99», получившее, по данным „Ъ“, аванс в размере 1,5 млрд рублей, но потом отстраненное от исполнения контракта, продолжает работы на площадке нового аэропорта и занимается удлинением взлетно-посадочной полосы, что не предусмотрено контрактом ПАО «Волгомост». Кроме того, по информации источников „Ъ“, за пять месяцев работы на объекте «Мостоотряд‑99» закрыл перед ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» всего 3,5 млн рублей.
В июне правительство Саратовской области проинформировало, что АО «Мостоотряд‑99» выполняет строительно-монтажные работы по созданию площадки радиолокационного комплекса, завершается устройство фундаментов, идут поставки металлоконструкций для возведения технологического здания.
В правительстве Саратовской области не смогли пояснить „Ъ“, как на сегодняшний день обстоит дело с подрядчиком на стройплощадке аэропорта. В АО «Мостоотряд‑99» разъяснить ситуацию было некому. Между тем в годовом отчете ПАО «Волгомост» озвучены планы компании вернуться к строительным работам на стратегическом объекте.
В начале июля в правительстве Саратовской области на совещании при губернаторе Валерии Радаеве обсуждалось строительство северного подхода к новому аэропорту в Сабуровке. Проект планируют реализовывать в два этапа. Первая очередь — 2016–2018 годы, вторая очередь — 2019–2020 годы. Общая сметная стоимость строительства составляет 7,1 млрд рублей. Протяженность асфальтобетонной дороги составит 9,3 км. Генподрядчик на строительство дороги пока не определен.