На московских дебатах поспорили об экстремизме
Интерес телезрителей к выступлениям кандидатов остался на уровне прошлых выборов
Кандидат ПАРНАС в депутаты Госдумы Андрей Зубов рассказал о том, что во время записи дебатов на канале «Москва 24» ведущая попросила переписать его высказывание о присоединении Крыма, поскольку сочла его экстремистским. Эксперты говорят, что принимать такие решения может только суд, а на телеканале опасались предупреждения Роскомнадзора. Первые теледебаты на федеральном телевидении не вызвали большого интереса московской аудитории, свидетельствуют предварительные данные «TNS Россия».
Во время записи дебатов на канале «Москва 24» (на региональных ГТРК проходят партийные дебаты) 21 августа произошел «странный инцидент», рассказал выдвиженец ПАРНАС историк Андрей Зубов. По его словам, ведущая (Светлана Милорадова) задала вопрос о его отношении к присоединению Крыма, однако затем «потребовала записать ответ заново», так как он «якобы нарушил российское законодательство о противодействии экстремизму». «В зале появились какие-то люди, якобы юристы, начали суетно совещаться между собой. Через пять минут запись была продолжена»,— рассказал он. Как пояснил “Ъ” господин Зубов, он назвал включение полуострова в состав РФ «преступным деянием», «нарушением международных законов», в том числе Хельсинкской декларации о нерушимости границ. «Я сказал, что это деяние обрушило мир в Европе и вызвало санкции, что Россия оказалась в международной изоляции»,— сказал он. Ранее господина Зубова уволили в 2014 году из МГИМО за критику присоединения Крыма.
Глава пресс-службы АО «Москва Медиа» Марина Ли сообщила “Ъ”, что после выступления Андрея Зубова «была сделана короткая техническая пауза», в ходе которой «юрист компании обсудила с участниками дебатов сложившуюся ситуацию, а также напомнила о необходимости действовать в рамках закона». «Ни одно слово, сказанное Андреем Зубовым, из эфира вырезано не было»,— заверила она. Но запись дебатов, по ее словам, публиковать в интернете не планируется.
«Вне зависимости от того, законно был присоединен Крым или незаконно, это не призыв к нарушению территориальной целостности страны»,— сказал “Ъ” глава аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Он понимает, почему представители телеканала испугались: «Для них это не вопрос уголовного преступления кандидата, им просто может вынести предупреждение Роскомнадзор, а он вправе сделать это, даже если никакого правонарушения не было». Впрочем, эксперт считает, что есть немало шансов на заведение уголовных дел по экстремистским статьям после выступлений кандидатов на дебатах, «было бы желание у соответствующих органов». Эксперт «Совы» Михаил Ахметьев сообщил “Ъ”, что уголовных дел на кандидатов за экстремизм по итогам их выступлений на дебатах ранее не заводили, но ЦИК или региональные избиркомы «часто запрещали партиям использовать те или иные агитационные материалы, усматривая в них экстремизм».
«Если кандидаты допускают призывы к экстремистской деятельности в прямом эфире, то ответственность несут кандидат и партия,— сказала “Ъ” секретарь Центризбиркома Майя Гришина.— Если программу показывают в записи, то ответственность может нести и телеканал». Но вопрос о том, являются ли конкретные заявления экстремистскими, решает только суд, подчеркнула она.
По предварительным данным «TNS Россия», первые дебаты (см. “Ъ” от 23 августа) в понедельник на канале «Россия 1» с 17:50 до 18:30 посмотрело 12,8% московской телеаудитории. При этом рейтинг дебатов составил 2,5% (процент от общего числа жителей столицы). Примерно такие же показатели были у дебатов на думских выборах в 2011 году. Как писал тогда “Ъ”, на канале «Россия 1», где дебаты транслировались по будним дням в 22:50, доля аудитории составила в Москве в среднем около 15%, по стране в целом — 13%. На «Первом канале» они выходили по средам и четвергам ранним утром в 7:00 и вечером после 18:25. В столице доля аудитории вечерних дебатов составила 11–12%, а по стране в целом — 15%.
По данным июльского опроса ВЦИОМа, 19% граждан говорили, что «планируют смотреть» дебаты и постараются «заранее узнать время и дату их выхода в эфир». Чаще других теледебаты собирались смотреть жители сел (25%). Еще 24% сообщили, что посмотрят дебаты, если случайно «наткнутся» на них, переключая каналы, но не будут «специально искать их в программе». Почти столько же (23%) обещали смотреть их, только если в это время «не будет ничего более интересного» на других каналах. 8% собирались посмотреть отрывки дебатов в интернете. И 24% сказали, что не будут их смотреть, даже если случайно «наткнутся» на них. Москвичи и жители городов-миллионников чаще других планировали пропустить дебаты (30% и 37%).