Владимир Путин и тайная лаборатория
Какую завесу снял президент с одного из островов Курильской гряды
31 августа президент России Владимир Путин прилетел во Владивосток и сразу приехал в филиал Нахимовского училища. Там перед встречей с премьер-министром Японии он изучил, почему и зачем японцы в 1945 году на одном из островов Курильской гряды строили мощнейшие фортификационные укрепления, странные подземные сооружения, и рассказал специальному корреспонденту "Ъ" АНДРЕЮ КОЛЕСНИКОВУ удивительные и страшные, как выясняется, подробности событий 1945 года.
Юные нахимовцы, конечно, сильно волновались перед встречей с верховным главнокомандующим. Они стояли в четыре ряда по незамкнутому периметру в небольшом холле — и волновались. Воспитатели не давали им повода прийти в себя. Так, один из них обратил внимание на плохо, по его мнению, затянутый ремень одного из нахимовцев и начал показывать, что надо делать с ремнем, чтобы тот был затянут.
Это оказалось непростой процедурой. Надо было полностью для начала отделить ремень от пряжки, а потом воссоединить его с нею. Отделить, оказалось, намного проще, чем воссоединить. Пришлось запихивать ремень буквально прямо в нахимовца. Причем нахимовец не сопротивлялся, а только все бледнел и бледнел на глазах. А ремень-то не застегивался. Педагог крутил нахимовца как то ли восковую, то ли резиновую куклу, потому что, видимо, не мог дать понять, и прежде всего самому себе, что он не настолько хороший педагог, чтобы не смочь застегнуть этот несчастный ремень. В итоге он сильно придушил нахимовца в районе живота, дернул, сунул, вынул — пошло дело. Правда, в итоге, на мой взгляд, ремень выглядел более или менее плачевно застегнутым, измученными оказались все участники процесса, но при желании можно было считать, что воспитательная работа с нахимовцем проведена успешно. Он теперь будет вспоминать о приезде президента с выражением по крайней мере священного трепета в недетских с этого мгновения глазах.
Другой педагог объяснил молодым людям (на вид им от 7 до 11 лет), что нужно отвечать президенту, если он начнет задавать вопросы:
— Ну, вы знаете, что говорить: "Так точно!" и "Никак нет!"
Возможный диалог верховного главнокомандующего с нахимовцами был таким образом раздавлен в зародыше.
Владимир Путин произнес краткую приветственную речь, вопросов, слава богу, не задавал, поднялся на третий этаж, где провел недлинный телемост с Севастополем и Санкт-Петербургом, а вот затем осмотрел интереснейшую выставку.
Дело в том, что в июле нынешнего года сотрудники Министерства обороны вместе с членами Русского географического общества раскопали фортификационные сооружения, а на самом деле целую крепость, да что там — цитадель, которую на острове Матуа оборудовали японцы во время Второй мировой войны. Ее и взяли в конце этой войны советские войска.
И теперь на выставке были представлены такие экспонаты, как подошва резиновой японской обуви "таби", "японские очки" (подлинные очки с уцелевшим стеклом), "бутылка из-под саке" (на самом деле это не бутылка, а бутыль, на мой взгляд или даже вкус, двух- или даже трехлитровая), медали различного достоинства, в том числе за медицинскую службу, а также, главное, почти не проржавевшая каска с дыркой от пули в самой макушке.
Владимир Путин не спеша ходил по выставке, а адмирал Авакянц объяснял ему, что сооружения должны были использоваться, по всей видимости, "для захвата Камчатки", а иначе зачем бы они были тут нужны.
Адмирал обращал внимание на высочайшую боеспособность японского гарнизона. Так, по его словам, именно здесь произошел уникальный военный случай: американскую подводную лодку "Херринг" японцам удалось уничтожить с помощью артиллерийского снаряда, то есть залпом с земли (и это только с виду похоже на историю про барона Мюнхгаузена).
Владимир Путин в сопровождении министра обороны Сергея Шойгу изучил экспонаты и готовился пройти к выходу, но этого нельзя же было допустить. Пришлось сказать, что неисследованным остался главный экспонат: каска с дыркой от пули.
Господин Путин вернулся и поглядел на нее, но, кажется, не понял, почему именно этот экспонат — главный.
— На его примере хорошо видно, чем заканчиваются такие попытки,— сказал я.
То есть пулей в макушку.
Президент помедлил и вдруг тихо сказал:
— А ведь сдали-то без боя.
Я даже сначала не расслышал и переспросил.
— Остров сдали без боя,— повторил он.— А тогда дырка от пули откуда?
В безобидном посещении выставки вдруг появилась драматическая интрига. Во-первых, Владимир Путин, оказывается, знал, что остров сдали без боя (господин Авакянц не сказал об этом ни слова). Во-вторых, почему все тут молчали, что японцы сдали остров без боя? И, в-третьих, откуда же тогда эта чертова дырка?!
Все это теперь были вопросы без ответов.
Более того, Владимир Путин на этом не остановился и продолжил еще тише:
— Вопрос, что тут находилось... похоже, лаборатория была...
И вот с этими словами он удалился.
А нам теперь что делать? Что за лаборатория? Какая?
Я было ушел с выставки, но все-таки, конечно, вернулся. Надо было попытаться расставить если не точки над i, то хотя бы акценты... пролить свет... разъяснить хотя бы самому себе...
И что же? На одной из фотографий я увидел, как ученые делают химический анализ казематов. Так вот оно что... вот что за лаборатория... но откуда он знал?.. Ведь он же явно в первый раз здесь... и не хотел обнаруживать этого знания, пока ему не были заданы решающие вопросы... и что же еще он тогда знает?.. Ведь нам не остается об этом даже догадываться...
Один из сотрудников штаба Тихоокеанского флота, побывавший на месте раскопок, подтвердил мои самые смелые, а вернее, страшные догадки. Он рассказал, что японцы во время войны практиковали такие опыты с химическим и бактериологическим оружием, что на их фоне немецкие исследователи в Дахау и Освенциме кажутся беззубыми детьми.
Да, но откуда он знал?
Я потом-то, конечно, понял, откуда, но было поздно.