Границу в Донбассе отодвигают на потом
Франция и Германия требуют от Украины мирных шагов не в той последовательности, на которую она рассчитывала
Вчера завершился визит на Украину глав МИД Франции и Германии Жан-Марка Эро и Франка-Вальтера Штайнмайера. Главным его результатом стало обнародование новой стратегии мирного урегулирования в Донбассе. Причем стратегия эта оказалась гораздо ближе к тому варианту, который предлагала Москва, чем к тому, на котором настаивал Киев. Так, согласно предложенному европейскими посредниками графику, передача Киеву контроля над границей РФ с непризнанными республиками Донбасса будет лишь последним этапом реализации мирного плана. Этот пункт вызвал наибольшее недовольство украинских политиков: до сих пор Киев отказывался вносить изменения в конституцию в части децентрализации и принимать закон о местных выборах без восстановления контроля над границей.
Три этапа мирного плана
То, как видит урегулирование в Донбассе франко-германский тандем, подробно изложил на пресс-конференции в Киеве Жан-Марк Эро. По словам французского министра, на первом этапе реализации минских соглашений речь должна идти о прекращении огня и об отводе войск в трех "пилотных зонах безопасности" на линии разграничения. Одновременно разрабатываются (но пока не принимаются) законы о выборах в Донбассе и об особом статусе региона.
Затем наступает второй этап, предусматривающий принятие Верховной радой Украины законов о местных выборах и об особом статусе, увеличение количества "зон безопасности" с трех до десяти, отвод тяжелого вооружения, доступ наблюдателей на всю территорию региона, создание "продвинутых баз наблюдения" ОБСЕ.
Третьим этапом, по словам господина Эро, должны стать утверждение Радой даты проведения местных выборов в Донбассе, завершение конституционной реформы в части децентрализации, амнистия участников боевых действий, создание новых пропускных пунктов, освобождение всех "незаконно удерживаемых лиц" и, наконец, открытие украинским силовым структурам доступа к границе с Россией.
Ни присутствовавший на пресс-конференции глава МИД Украины Павел Климкин, ни президент Петр Порошенко, также встречавшийся с европейскими гостями, публично возражать не стали, однако очевидно — предложенная Парижем и Берлином последовательность действий абсолютно не соответствует тому подходу, которого до сих пор придерживались власти Украины.
По их мнению, те шаги, которые требуются от Киева в соответствии с минскими соглашениями (принятие законов о выборах в Донбассе, об особом статусе региона, об амнистии, а также изменения в конституцию), могут быть сделаны только после того, как Украина восстановит контроль над границей между РФ и самопровозглашенными республиками Донбасса.
Москва, напротив, настаивает на том, что минские договоренности предусматривают четкий порядок шагов: вначале прекращение огня, разведение противоборствующих сил, изменения в украинском законодательстве, а лишь затем — местные выборы и передача Киеву контроля над границей. Как следует из слов господина Эро, в итоге к такому подходу склонились и европейские участники "нормандской четверки" — Франция и Германия.
"План капитуляции"
Оппозиционно настроенные депутаты Рады из "патриотического лагеря" вчера не скрывали своего возмущения. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко назвал минские соглашения "планом капитуляции", обвинив французского и немецкого министров в "сдаче Украины".
Сторонники президента из правящего "Блока Петра Порошенко" столь решительных заявлений себе не позволяли, но в своих оценках тоже были далеки от оптимизма. "Складывается впечатление, что Штайнмайер и Эро заговорили голосом Кремля. Та последовательность действий, которую они предлагают, крайне опасна для Украины",— говорит "Ъ" один из депутатов Рады от БПП. И поясняет свою мысль: "Сегодня у президента нет возможности собрать большинство голосов в парламенте в поддержку закона об особом статусе Донбасса или за принятие во втором чтении изменений в конституции. Радикальная партия, сторонники Юлии Тимошенко из "Батькивщины", да и некоторые депутаты из нашего блока позиционируют себя как ультрапатриотов. Любые уступки по статусу так называемых республик они воспринимают как национальное предательство. И если Порошенко попробует продавить эти законы, вполне возможен всплеск напряженности в Киеве — вплоть до нового Майдана".
"А обстановка и без того взрывоопасная,— напоминает "Ъ" парламентарий.— Противники президента, в том числе олигархи, готовят на эту осень акции протеста с целью спровоцировать роспуск Рады и досрочные выборы".
С этими опасениями соглашается и источник "Ъ", близкий к администрации президента Украины: "Мы пытались донести до европейских партнеров мысль, что Украина не готова идти на политические уступки сепаратистам до тех пор, пока не восстановит контроль над границей. Но нас, похоже, не услышали".
"Впрочем, не стоит забывать, что США под франко-германской инициативой не подписались,— с надеждой добавляет собеседник "Ъ".— Вашингтон в большей степени готов воспринимать наши аргументы. Кроме того, нет уверенности, что сепаратисты будут соблюдать перемирие. И это даст нам повод отказаться от принятия законов о децентрализации, ведь первый пункт минских соглашений требует прекращения огня".
Кто первым нарушит перемирие
Вопрос о соблюдении перемирия становится ключевым. Со вчерашнего дня вступило в силу одностороннее прекращение огня, объявленное лидерами ДНР и ЛНР. Если оно будет соблюдаться, уже на следующей неделе на переговорах контактной группы в Минске стороны могут договориться об отводе войск на линии соприкосновения — для начала на трех "пилотных участках", как и говорил Жан-Марк Эро.
"Для Москвы и для непризнанных республик сейчас крайне важно, чтобы перемирие не было сорвано сепаратистами",— предупреждает в беседе с "Ъ" дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС. Он утверждает, что, по оценкам наблюдателей ОБСЕ, большинство случаев нарушения прекращения огня (до 80%, Москва с такой оценкой не согласна) происходит по вине сил ДНР и ЛНР.
На встрече с главами МИД Франции и Германии Петр Порошенко также обвинил власти непризнанных республик в том, что именно они не соблюдают режим прекращения огня, который планировалось установить еще 1 сентября, в день начала нового учебного года. Другим нарушителем минских соглашений президент Украины назвал Россию, которая "по-прежнему не выполняет взятые на себя обязательства". Европейские министры, впрочем, эту тему не поддержали — выпадов в адрес Москвы из их уст не звучало.
"Визит европейских министров в Киев показал, что подход ЕС к ситуации на Украине начинает меняться,— говорит "Ъ" директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.— И это логично. Европейцы вслед за Москвой неоднократно предупреждали Киев: не надо выдвигать новые условия, не предусмотренные в минских договоренностях, пытаться произвольно трактовать последовательность шагов, которые надо предпринять для их реализации. На сей раз Жан-Марк Эро четко прописал порядок действий. Что должно быть первым пунктом, что вторым, а что (как передача контроля над границей) — только третьим или четвертым".
"Особая миссия" Берлина
По мнению политолога, показательной была фраза, сказанная главой МИД Франции по итогам переговоров с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом. Жан-Марк Эро высказал пожелание, чтобы Рада "своевременно и в установленные сроки" приняла закон о выборах в Донбассе. "До сих пор Берлин и Париж воздерживались от публичного давления на Киев в вопросе о сроках принятия необходимых законов в части децентрализации, опасаясь, что это создаст проблемы Петру Порошенко внутри страны",— напоминает "Ъ" господин Чеснаков. Теперь, по его мнению, "важно добиться согласования плана с представителями Донбасса".
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в беседе с "Ъ" особо выделила посредническую роль ФРГ. "В плане реализации минских договоренностей на Германию сейчас накладывается двойная ответственность,— считает госпожа Захарова.— Берлин не только член нормандской четверки, но и председатель ОБСЕ. Поэтому логично, что он вдвойне заинтересован в прорыве, в выходе из тупика. А прорыв этот необходим. Потому что какая у нас сегодня складывается картина? Киев получает очередной миллиардный кредит от МФВ, Киев по-прежнему говорит о необходимости реализации минских соглашений, но на деле ничего, абсолютно ничего для этой реализации не делает. Так не может продолжаться до бесконечности. Необходимо найти эффективные рычаги воздействия на украинское руководство. И хочется надеяться, что у Берлина такие рычаги есть".