Эксперты приблизятся к обломкам
Москву посетит комиссия по расследованию крушения самолета президента Польши
По данным польских СМИ, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пригласил членов польской комиссии по расследованию крушения самолета президента страны Леха Качиньского посетить Москву. Визит польских экспертов наверняка станет поводом вновь поднять вопрос о возвращении в Польшу из России обломков самолета президента.
Заместитель главы подкомиссии Минобороны Польши по повторному расследованию крушения самолета президента страны Леха Качиньского Казимеж Новачик заявил в воскресенье вечером, что группа специалистов получила приглашение приехать в Россию от главы Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной. «Мы, конечно, заинтересованы в этой встрече, но прежде должны быть согласованы ее условия»,— сказал он Польскому агентству печати. Однако точная дата визита делегации, по словам господина Новачика, пока неизвестна.
О том, что Татьяна Анодина пригласила подкомиссию Минобороны Польши, на прошлой неделе также заявлял министр обороны Антоний Мацеревич. При этом посол РФ в Польше Сергей Андреев обратил внимание, что инициатором встречи является председатель польской подкомиссии Вацлав Берчиньский. «В конце июля он направил Анодиной письмо с просьбой его принять и недавно поступил положительный ответ»,— уточнил он.
Напомним, 15 сентября подкомиссия Минобороны Польши опубликовала промежуточные результаты повторного расследования крушения в 2010 году под Смоленском президентского самолета, на борту которого находился глава государства Лех Качиньский, а также представители военного командования страны, известные политики и общественные деятели. Согласно им, «существенные факты прежних докладов были ошибочными». Так, по мнению новой экспертной группы, самолет начал разрушаться еще в воздухе, а не при столкновении с землей. Кроме того, подкомиссия утверждает, что командующий ВВС Польши Анджей Бласик не заходил в кабину пилотов незадолго до крушения. Ранее сообщалось, что именно он мог повлиять на решение летчиков сажать самолет в Смоленске, несмотря на плохие погодные условия.
В Москве негативно отреагировали на возобновление расследования трагедии шестилетней давности. Представитель МИД РФ Мария Захарова раскритиковала польские власти за «безответственные, провокационные высказывания», которые, по ее словам, «ведут к дальнейшему подрыву и без того переживающих не лучшие времена отношений между странами». «Причины авиакатастрофы под Смоленском давно выяснены»,— заявила госпожа Захарова. Эксперты базирующегося в Москве Межгосударственного авиационного комитета, напомним, пришли к выводу, что падение самолета произошло вследствие неправильных действий экипажа при заходе на посадку.
Визит польских экспертов наверняка станет поводом вновь поднять вопрос о возвращении в Польшу обломков самолета президента страны — после возвращения к власти консервативной партии «Право и справедливость» этот вопрос неизменно поднимается на редких встречах польских и российский дипломатов. Как ранее отмечали собеседники “Ъ” в Следственном комитете РФ, российская позиция за последние годы не изменилась: обломки самолета, служащие вещественными доказательствами по уголовному делу об авиакатастрофе, должны оставаться в России до завершения расследования.
Почему Польша не ответила на запросы участников расследования из России
В апреле накануне пятой годовщины со дня авиакатастрофы под Смоленском, в результате которой погибли президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек, Следственный комитет России (СКР) заявил, что не может завершить расследование произошедшего в том числе из-за того, что польская сторона не отвечала на запросы из РФ. По данным “Ъ”, следствие планировало прекратить уголовное дело в связи с гибелью непосредственных виновников трагедии. Читайте подробнее
Какие выводы сделала Польша в связи катастрофой Ту-154М
29 июля 2010 года правительственная комиссия Польши, расследовавшая обстоятельства катастрофы в апреле того же года президентского Ту-154М под Смоленском, опубликовала свой итоговый доклад. В докладе не названы были конкретные виновные, но перечислены десятки факторов, приведших к катастрофе. Большинство из них касается квалификации польских пилотов и их начальников, в отношении которых выводы оказались даже более жесткими, чем в аналогичном российском докладе. Сразу после обнародования доклада же последовала немедленная отставка министра обороны страны Богдана Клиха. Читайте подробнее