Кандидатов проверили на слово
Как Хиллари Клинтон и Дональд Трамп провели первые дебаты
В США состоялось одно из ключевых событий предвыборной кампании — дебаты кандидатов в президенты Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. В истории страны именно такие дуэли не раз определяли исход президентских кампаний. В этот раз последствия могут быть столь же серьезными, считает корреспондент "Ъ" ПАВЕЛ ТАРАСЕНКО, следивший за дебатами и реакцией избирателей на них в Огайо — одном из десятка колеблющихся штатов, от которых и зависит исход предвыборной гонки.
Борьба тактик
Как минимум за двое суток до дебатов телеканал CNN запустил посекундный отчет до их начала. Готовились к ключевому событию предвыборной кампании и другие СМИ. Социологи предсказывали, что дебаты в прямом телеэфире и на интернет-ресурсах посмотрят не менее 100 млн человек — притом что предыдущий рекорд составлял 80 млн человек (дебаты между демократом Джимми Картером и республиканцем Рональдом Рейганом в 1980 году).
До дебатов большинство американских аналитиков, сочувствующих Хиллари Клинтон, советовали ей не поддаваться на провокации со стороны Дональда Трампа (в том, что они будут, никто не сомневался) и попытаться показать, что ей можно доверять — несмотря на скрытность и ряд связанных с этим скандалов. "Хиллари должна фокусироваться не на том, чтобы парировать атаки Трампа, а на том, что она сама собирается сделать для страны",— заявила "Ъ" демократ, исполнительный директор политической НКО ProgressOhio Сэнди Тейс. Она напомнила, что на дебатах во время республиканских праймериз Дональд Трамп жестко атаковал единственную женщину на сцене Карли Фиорину, открыто называя ее уродливой. "Хиллари должна мягко поставить его на место. Она никогда не умела хорошо обходить подводные камни, но должна дать видение своего развития страны",— заявила собеседница "Ъ". Она была уверена, что "безбашенность Трампа ему в итоге навредит".
Вместе с тем глава штаба республиканцев в штате Огайо Мэтт Борджес дал понять "Ъ", что сложность ситуации для Хиллари Клинтон — не столько в поведении ее оппонента: "Не могу представить, чтобы люди посмотрели дебаты и сказали: "Клинтон честна и нравится мне!"" По его словам, у бывшей первой леди "есть все для того, чтобы проиграть выборы": "У нее серьезные системные проблемы: ее рейтинг падает, и все больше штатов, где раньше демократы чувствовали себя уверенно, оказываются в подвешенной ситуации".
Для Дональда Трампа дебаты должны были стать шансом доказать, что он не просто эксцентричный бизнесмен. Примером для него мог бы стать однопартиец Рональд Рейган, у которого до дебатов был похожий имидж до крайности импульсивного и непредсказуемого человека. Однако на теледуэли с Джимми Картером он держался лучше и в итоге попал в Белый дом. Зрители также ждали, что Дональд Трамп наконец четко разъяснит свою позицию по целому ряду вопросов, по которым ранее выступал с противоречивыми заявлениями (в частности, касательно ситуации в Сирии, возможных изменений в налоговой сфере и методов борьбы с преступностью).
"Команда Хиллари Клинтон советовала ей говорить какие-то вещи, которые бы злили Трампа и провоцировали бы на ответные заявления, которые не может позволить себе президент. В то же время команда республиканца говорила ему: "Вы должны действовать как президент, должны убедить людей, что готовы стать главнокомандующим"",— предположил в разговоре с "Ъ" почетный профессор политологии Государственного университета Огайо Пол Бек.
90 минут на двоих
Изначально дебаты Хиллари Клинтон и Дональда Трампа должны были пройти в одном из университетов штата Огайо, но руководство вуза смутили рост расходов на организацию (с изначально планировавшихся $3,5 млн до $8 млн) и невозможность в полной мере обеспечить безопасность. В итоге кандидаты в президенты вышли на сцену в Университете Хофстры в Хемпстеде (штат Нью-Йорк).
Перед этим сидевшую в зале университета публику проинструктировали организаторы дебатов. Они призвали людей не шуметь и не выражать свое мнение криками и аплодисментами. Куда более свободная атмосфера в этот вечер была в домах американцев, многочисленных барах и кинотеатрах, где показывали дебаты. На большом экране дуэль кандидатов посмотрел и корреспондент "Ъ" — в кинотеатре города Колумбус штата Огайо. В фойе кинотеатра продавали специальные алкогольные коктейли, названия которых отсылали к предвыборной гонке (Make America Grape Again и The Clinton-Politan), так что каждый мог выбрать себе кандидата по вкусу. Распространяли и различную символику — правда, только кампании Клинтон и неких сторонников социализма. Открытых фанатов Дональда Трампа замечено не было.
Дебаты продолжались чуть более полутора часов и были поделены на шесть тематических частей. Модерировал их известный ведущий телеканала NBC Лестер Холт. При этом еще до начала мероприятия он подвергся критике со стороны одного из кандидатов: Дональд Трамп пожаловался на то, что модератором стал демократ, то есть сторонник и часть "очень несправедливой системы" управления страной. Однако господин Холт ответил, что еще с 2003 года является зарегистрированным республиканцем. Неизвестно, затаил ли он обиду, но в ходе дебатов "пытал" господина Трампа более тщательно, чем Хиллари Клинтон. И прерывал его куда чаще — впрочем, скорее из-за того, что тот мало обращал внимание на регламент.
Вначале кандидаты обсудили проблемы экономики. Хиллари Клинтон, в частности, пообещала повысить минимальный размер заработной платы и социальные расходы на семьи, включая отпуск по болезни и уходу за ребенком, а также гарантировать равную оплату труда для работающих женщин и мужчин. Дональд Трамп же сосредоточился на проблеме бегства компаний из США в Мексику. Он предложил выход из ситуации: понизить корпоративные налоги с 35 до 15% (в кинозале Колумбуса раздались одинокие хлопки). "Это даст рост рабочих мест, который не видели со времен (президента США Рональда.— "Ъ") Рейгана",— пообещал он. В ответ Хиллари Клинтон сослалась на неких "независимых экспертов", которые заверили: в случае выполнения плана республиканца Соединенные Штаты лишатся 3,5 млн рабочих мест, а при самой Клинтон их, наоборот, будет создано 10 млн.
Начало дебатов показало, что Дональд Трамп решил не отказываться от своей эмоциональной манеры выступлений. Впрочем, Хиллари Клинтон была подготовлена. "Вы живете в собственной реальности",— обратилась она к своему сопернику в ответ на очередное его заявление. Кандидат от демократов была спокойна и сохраняла на лице насмешливую улыбку.
Затем кандидаты перешли к обсуждению громких историй, которые негативно отразились и еще могут отразиться на их рейтингах. В частности, модератор дискуссии напомнил Дональду Трампу о том, что он так и не сделал достоянием общественности свои налоговые декларации. Республиканец в ответ пообещал: документы будут опубликованы, но только тогда, когда Хиллари Клинтон опубликует 33 тыс. своих писем, разосланных ею с личного почтового ящика, а затем удаленных. Эта письма экс-госсекретарь не предоставила в распоряжение американских властей, расследующих скандал с ее почтовой перепиской. "На протяжении почти 40 лет все кандидаты в президенты публиковали свои налоговые декларации",— атаковала в свою очередь Хиллари Клинтон. И предположила: возможно, политик "не столь богат, как говорит". "Или мы не знаем всего о его бизнес-сделках. Или, может, он не хочет, чтобы американцы знали, что он не заплатит налогов в казну",— добавила она.
Кандидаты обсудили жесткие действия полиции (в частности, против афроамериканцев), которые нередко провоцируют массовые беспорядки, а также целесообразность ограничения права на свободное ношение оружия. После этого к вопросам безопасности они подошли с другой стороны, вспомнив о недавних хакерских атаках — в частности, на сервера Демократической партии. "Кто виноват во взломах?" — задал вопрос модератор. Хиллари Клинтон ответила однозначно: "(Президент РФ Владимир.— "Ъ") Путин играет здесь в жесткую и долгую игру. В частности, он позволил людям, атакующим в киберпространстве, взламывать государственные и частные файлы, взломать национальный комитет Демократической партии. Недавно мы узнали, что это один из их (российских властей.— "Ъ") любимых способов собирать информацию". Дональд Трамп же ответил, что "это могли быть и китайцы, это мог быть и кто-то другой".
РФ кандидат вспомнил и в другом аспекте — когда говорил о ядерном оружии. "Россия расширяет (свой ядерный потенциал.— "Ъ"), у них гораздо более современные возможности, чем у нас, мы не обновляемся,— отметил он.— Мы не успеваем за другими странами". Кроме того, Дональда Трампа особо беспокоит активность КНДР в ядерной сфере — по его словам, такие страны, как Китай и Иран, могли бы активнее оказывать давление на Пхеньян. В целом, представляя свою программу, республиканец заверил: США не могут брать на себя решение всех внешнеполитических проблем. "Мы не можем быть мировым полицейским",— сказал он.
В конце дебатов была затронута тема здоровья кандидата от демократов. "Она не обладает достаточной выносливостью, чтобы быть президентом",— упрекнул оппонента господин Трамп. Его соперница не могла не отреагировать на такой выпад, предложив: пусть он сам поездит по 112 странам мира и проведет там переговоры, пусть он попробует дать показания Конгрессу продолжительностью 11 часов, "а после этого пусть говорит о выносливости".
Решают нерешительные
За несколько часов до дебатов агентство Bloomberg опубликовало результаты своего соцопроса, который показал: Дональд Трамп и Хиллари Клинтон идут практически вровень по популярности. За республиканца готовы были проголосовать 43% американцев, за представительницу демократов — 41%. Либертарианец Гэри Джонсон мог рассчитывать на голоса 8% американцев, а представительница партии зеленых Джилл Стайн — на 4%. При этом если избирателям предлагали выбрать между двумя кандидатами, то оба фаворита гонки получали по 46%.
По словам профессора Пола Бека, подавляющее большинство избирателей давно определилось, и никакие дебаты их мнение не изменят — "ну разве что Хиллари Клинтон упадет в обморок в прямом эфире". "Демократам обязательно понравится, что скажет их кандидат, а республиканцам — их. Фокус же должен быть на 10-15% процентах колеблющихся избирателей",— отметил собеседник "Ъ".
В истории США дебаты неоднократно оказывали решающее влияние на исход гонки — как раз в таких случаях, когда разрыв между кандидатами был в пределах статистической погрешности. Помимо победы на дебатах и в целом на выборах Рональда Рейгана в 1980 году, американские политологи вспоминают успешные выступления демократа Джона Кеннеди (1960 год), а также республиканцев Джорджа Буша-старшего (1988) и Джорджа Буша-младшего (2000).
По мнению Пола Бека, реакция на дебаты не менее важна, чем сама дуэль двух кандидатов: не определившиеся наверняка обратят внимание на то, что скажут эксперты и с какими заголовками выйдут СМИ. А они в итоге оказались однозначными. На сайте The Washington Post вышла статья "Почему даже республиканцы думают, что Клинтон выиграла дебаты". А на странице мнений и комментариев The New York Times от имени всех колумнистов газеты был опубликован материал "Уродливая кампания, сконцентрировавшаяся в дебатах", в котором говорилось: "Слово "дебаты" теряет свое значение, когда один кандидат серьезен, а второй — ничего из себя не представляющий хулиган".
По данным соцопроса по заказу телеканала CNN среди зрителей дуэли, результаты которого появились спустя час после завершения дебатов, 62% респондентов сочли победительницей Хиллари Клинтон и лишь 27% — Дональда Трампа. Тот же CNN собрал фокус-группу во Флориде — одном из ключевых колеблющихся штатов — из числа не определившихся еще избирателей: 18 из 20 назвали победителем Хиллари Клинтон. В аналогичной фокус-группе, организованной компанией Park Street Strategies в Огайо, ни один из 29 человек не назвал победителем республиканца. 11 человек выступили за госпожу Клинтон, остальные решили, что дебаты завершились ничьей. По данным опроса Politico Caucus среди жителей колеблющихся штатов, восемь из десяти человек уверены, что Хиллари Клинтон выступила лучше. В то же время, по данным ряда СМИ, несколько онлайн-опросов указывают на победу с большим отрывом Дональда Трампа.
По мнению аналитиков, успешное выступление может прибавить госпоже Клинтон 2-4% популярности по стране. Окончательно расставят все по своим местам следующие раунды дебатов — 9 октября кандидаты встретятся в Университете Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури), а 19 октября — в Университете Невады в Лас-Вегасе (Невада). При этом следующий раунд будет особым — вопросы кандидатам будут задавать не телеведущие, а обычные избиратели, которым удастся попасть на встречу.