«Офорты Пиранези оживают в 3D-мэппинге на большом экране»

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказал о самых любопытных событиях столичного искусства в этот уикенд.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Снова советую начать вашу выставочную программу уикенда с Пушкинского музея. ГМИИ еженедельно открывает новые выставки, посещая которые, я непременно осматриваю уже виденные ранее, что и вам советую. В главном здании музея в соседних залах разместилась классика: Рафаэль и Пиранези. В той и другой экспозиции применены современные музейные технологии. У Рафаэля Санти 11 произведений из музеев Италии сопровождаются саунд-арт-инсталляцией, имитирующей звуки в мастерской художника. А у Жана Батиста офорты из знаменитой серии Carceri («Темницы») оживают в 3D-мэппинге на большом экране.

Расскажу чуть подробнее про выставку «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII — XXI века». Громоздкое название описывает суть экспозиции: это предшественники и современники великого графика-фантаста середины XVIII столетия, археологические римские древности, которые в изобилии описывал и зарисовывал Пиранези, а также тот громадный интерес к нему, который проявили архитекторы-классицисты первых десятилетий советской власти, эскизы Дворца Советов и прочих грандиозных монументов эпохи сталинизма, словно сошедшие с досок первоисточника. Кстати о досках: впервые в Москву приехал десяток оригинальных офортных досок мастера из собрания Римской калькографии. Мне было очень интересно смотреть, как офортная игла вычерчивает четкие линии разводящихся лестниц и руинированных арок.

В соседнем здании Галереи искусств стран Европы и Америки открылась выставка Альбера Марке «Распахнутое окно». Этот художник-фовист был весьма популярен в России в начале прошлого века. Его собирали Щукин и Морозов, им вдохновлялись и даже подражали ему москвичи из группы «Тринадцать» и ленинградцы из «Круга художников».

На выставке показаны работы самого Марке, его друзей и современников Дюфи, Дерена, Вламинка, русских последователей — Сафроновой, Мавриной, Лапшина. Здесь было заявлено о новинке: на открытии презентовали три новых фотофильтра. В приложении Vinci можно будет превратить собственную фотографию в шедевр одного из вышеупомянутых мастеров. Как заметила директор Пушкинского музея Марина Лошак, архитектуру лучше обработать фильтром «Пиранези», для морского пейзажа больше подойдет фильтр «Марке», а портрет, естественно, надо делать с фильтром «Рафаэль».

Вся лента