Суть города
«Жизнь живых» в Арсенале
Открывшаяся в июле в Арсенале выставка «Жизнь живых» имеет подзаголовок — «Выставка о городе». Но не о том городе, который для нас — часть повседневной жизни, и не о том, который обычно показывают туристам. В экспозиции показан совсем другой Нижний Новгород и те обойденные нашим вниманием его составляющие, которые и есть суть его жизни и его характера.
К слову, «Жизнь живых» продолжает заявленную «Музеем великих надежд» (масштабный выставочный проект, подготовленный к открытию Арсенала в 2015 году и посвященный великим нижегородцам) тему взаимодействия искусства с городским пространством.
Кураторы выставки — начальник отдела выставок Волго-Вятского филиала ГЦСИ Алиса Савицкая и художник Артем Филатов — говорят о городе как о единой экосистеме, в которой гармонично сосуществуют старение, умирание и рождение нового. «Живой организм тем и интересен, что мы не можем наслаждаться им вечно. То, что мы называем живым в рамках нашей выставки, хрупко и привлекательно по той причине, что есть лишь „миг“ для его исследования, осознания и фиксации в нашей культуре», — отмечает Артем Филатов.
Экспозиция выставки разделена на несколько тематических блоков. Встречают зрителя работы художников-резидентов, которые какое-то время жили в Нижнем Новгороде, взаимодействовали с ним, наблюдали за его жителями и событиями, происходящими в нем.
Как и на всей выставке, в «Музее жизни» центральным понятием является жизнь в различных ее проявлениях. Сюжет развивается от беспредметных работ художников-шестидесятников к пейзажам и ландшафтам
Художница Лера Лернер, живущая в Санкт-Петербурге, на протяжении нескольких лет изучает тех, кого в обществе принято называть «городскими сумасшедшими». Она видит свою задачу не в добыче экзотического материала, а в документации жизненных проектов, которые воплощают городские чудаки в обмен на внимание и теплое отношение. Странность своих героев Лернер переводит на художественный язык, нивелирует негативные черты и актуализирует творческую сущность их деятельности. Разработав маршруты и систему передвижений, на протяжении двух недель художница ежедневно отправлялась в городские экспедиции по самым разным местам — от Большой Покровской до неизвестных большинству горожан уголков и закоулков — и разыскивала героев для своего проекта. В результате Лернер удалось собрать серию портретов необычных нижегородских персонажей — «сердечных прожектеров», как прозвала их сама художница. Среди них есть и знаменитые герои нижегородских улиц, и люди совсем неизвестные, незаметные сконцентрированным на самих себе жителях. Объединенные вместе, они демонстрируют альтернативную городскую реальность со своими связями, отношениями и моделями поведения.
Алексей Булдаков — художник, занимающийся изучением межвидовых отношений человека и животных в городе. Работая в поле модного сегодня экологического дискурса, Булдаков занимает по отношению к нему критическую позицию. Объекты его исследований — сорняки, голуби, бездомные кошки — не преподносятся зрителю как абсолютное благо, а рассматриваются как вынужденная, но неизбежная часть городской среды. Люди, вступающие в отношения с такой флорой и фауной, не героизируются, а их действия и реакции подвергаются придирчивому художественному анализу. В ходе подготовки выставки «Жизнь живых» Алексей Булдаков несколько раз приезжал в Нижний Новгород: интервьюировал жителей, опекающих бездомных животных, и изучал устройство организованных ими пространств (мест для кормления голубей, домиков для кошек в подъездах домов и на теплотрассах); исследовал заброшенные дома и пустыри. Центральная идея его работы — создать новые художественные формы, с помощью которых может осуществляться взаимодействие фауны, города и человека. Художник называет свои объекты социальным жильем: легкие, но прочные модульные конструкции из одинаковых треугольников могут превращаться в насесты для голубей или укрытия для кошек, образовывать замкнутые пространства или, наоборот, открываться окружающему миру.
Художник Илья Долгов изучает природу с позиции наивного натуралиста.
В рамках нижегородской резиденции он исследовал Борскую пойму — заливные луга, расположенные на левом берегу Волги напротив исторического центра Нижнего Новгорода. Борская пойма была выбрана не случайно. Именно здесь природа открывается городу, а город — природе. Луга дают ощущение если не загорода, то пригорода в самом сердце города. Из лугов открывается панорамный вид на все главные достопримечательности: кремль, Чкаловскую лестницу, набережную Федоровского, собор Александра Невского. Зажатые между городами, мостами и переправами, луга остаются глухими местами, из которых по-новому открывается наша привычная городская жизнь. За время одинокой недельной прогулки в заливных лугах Илья Долгов не только собрал материалы для выставки в Арсенале, но и создал художественный объект — кокон, который до сих пор находится в лугах. На выставке представлен условный макет той местности, в которой побывал художник, и объекты, с которыми он взаимодействовал.
За работами резидентов — центральная часть экспозиции, обозначенная как «Музей жизни». Она основана на коллекции Государственного центра современного искусства (Москва). В отличие от резиденций — проектов, придуманных специально для выставки и непосредственно связанных с Нижним Новгородом — работы в «Музее жизни» не имеют локальной привязки, зато демонстрируют международный художественный опыт, связанный с основными идеями выставки.
Как и на всей выставке, в «Музее жизни» центральным понятием является жизнь в различных ее проявлениях. Сюжет развивается от беспредметных работ художников-шестидесятников Гюнтера Юккера, Бориса Турецкого, Юрия Злотникова, конструирующих новые формы жизни искусства, к пейзажам и ландшафтам Надежды Столповской и Алены Кирцовой. Строгое конструкционное построение города от Александра Родченко до Игоря Шелковского сопоставляется с хаосом живой природы. Драма столкновения хаотического с упорядоченным до предела обостряется в инсталляции Янниса Кунеллиса, (основоположника «бедного искусства», уже знакомого зрителям Арсенала по масштабной инсталляции S.T.) где блестящий острый нож зависает над бесформенной массой мягких белых тканей.
А деревянная скульптура «Человек» Штефана Балькенхоля, одного из наиболее значимых немецких скульпторов, напрямую отсылает к теме уходящего деревянного Нижнего и его повседневной жизни. Кстати, выставка его работ сейчас с успехом проходит в Московском музее современного искусства (ММСИ). Работы Балькенхоля изображают простых прохожих, людей с улицы. По сути, они обезличены. Автор дает зрителю полное право придумать свою уникальную историю, которая есть как у скульптуры человека в стенах музея, так и у неизвестного человека в городской среде. Сам Балькенхоль говорит: «Я хочу показать внутреннюю силу, по сути, любого прохожего. Всматриваясь в мои скульптуры, зритель, независимо от образования или социального уровня, может увидеть в них то, чего я даже не вкладывал. В каждом моем герое есть действительно какая-то тайна, в том числе и для меня».
Работы художников в «Музее жизни» перемешиваются с артефактами, собранными на улицах Нижнего Новгорода. Ветки американского клена, высаженные в грунт в ходе благоустройства одной из улиц в центре города. Самодельная кормушка для птиц. Архив документов и газетных вырезок, рассказывающих о ценности «дома с мезонином», ныне уже снесенного. Все эти странные предметы получают на выставке такой же статус, как произведения искусства, и наравне с ними рассказывают свои истории.
Завершает экспозицию уже знакомый и полюбившийся многим зрителям «Живой уголок». Это инсталляция художника и фотографа Владислава Ефимова с фотографиями деревянных домов и деревянными ассамбляжами из их фрагментов. На выставке эта инсталляция соседствует с серией дверей Александра Лаврова. Оба произведения говорят об одном и том же: деревянный Нижний Новгород редеет, и вместе с ним обрастает брешью наша память.
Что ждет нас в будущем? Картонная коробка вместо озерца с плавающими в нем кувшинками (инсталляция Гийома Клермона) или любование ядовитыми выбросами, которые теперь украшают наши ландшафты (графическая серия Нины Котел)?
«Невозможно представить себе, что все это исчезнет», — написал художник Михаил Рогинский на своем холсте, изображающем узкую улочку со слегка покосившимися домами и заросшими палисадниками, и эту работу можно назвать эпиграфом всей выставки «Жизнь живых».
Арсенал, до 4 декабря