Дебаты вылились в иск
Пензенский коммунист Андрей Зуев требует 100 тыс. рублей со справоросса Людмилы Коломыцевой
В Пензе началось рассмотрение иска экс-депутата заксобрания области от КПРФ Андрея Зуева о защите чести и достоинства. Его оскорбила фраза о его якобы связи с бандитской группировкой, брошенная членом «Справедливой России» Людмилой Коломыцевой во время дебатов с представителем КПРФ Георгием Камневым в преддверии выборов в Госдуму. Экс-депутат в конце 2013 года действительно был задержан по подозрению в бандитизме, но позже обвинение было переквалифицировано, и в январе 2016 года он был признан виновным в вымогательстве и освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. Он говорит, что выступление госпожи Коломыцевой его оскорбило, и требует опубликовать опровержение и возместить моральный ущерб в размере 100 тыс. рублей. Госпожа Коломыцева отмечает, что высказывала свое мнение, и полагает, что иск связан с намерением господина Зуева участвовать в выборах в 2017 году.
Во вторник в Октябрьском районном суде Пензы состоялось первое заседание по иску экс-депутата законодательного собрания области Андрея Зуева (КПРФ) о защите чести и достоинства к члену «Справедливой России» Людмиле Коломыцевой. Дело рассматривает судья Наталья Аргаткина. Заявление поступило в суд и было принято к производству 19 октября.
Поводом для иска стала фраза, которую госпожа Коломыцева произнесла 30 августа 2016 года в ходе дебатов с депутатом областного заксобрания от КПРФ Георгием Камневым (и Коломыцева, и Камнев участвовали в выборах в Госдуму). В какой-то момент стороны стали обсуждать личности членов партии-оппонента, и, как говорится в заявлении истца, госпожа Коломыцева сказала: «Кого я сейчас оболгала? Зуева, который с группировкой бандитской связан? С ОПГ, так называемой?». Экс-депутат требует опровергнуть эту информацию в газете «Пензенская правда» и выплатить ему компенсацию морального ущерба в 100 тыс. рублей.
Напомним, Андрей Зуев и еще пять человек были задержаны в начале декабря 2013 года по подозрению в создании в конце 1990‑х годов банды «Зуевские», основной целью которой было «получение крупной наживы путем установления бандитского контроля за экономической деятельностью предпринимателей и организаций, выбивание долгов». Руководитель следственного управления СКР по Пензенской области Олег Трошин тогда провел пресс-конференцию и рассказал, что на счету банды имеются грабежи, разбои и одно убийство, а также что изначально группировка входила в состав преступной группы Рафаэля Музафярова (известен как Раф «Черный»), осужденного в 2009 году на 21 год колонии строгого режима. На стадии предварительного следствия обвинение было переквалифицировано на п. «а» ч. 3 ст. 163 УК РФ («Вымогательство, совершенное организованной группой») и ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное с применением оружия, организованной группой»). В январе 2016 года господи Зуев был признан виновным по четырем эпизодам ст. 163 УК РФ (вымогательство с применением насилия, группой лиц по предварительному сговору, организация вымогательства) и приговорен к шести годам лишения свободы. При этом он был освобожден от наказания в связи с истечением срока давности. Аналогичное решение принято и в отношении еще двух фигурантов дела, признанных виновными по одному эпизоду ст. 163 УК РФ. Апелляционная коллегия облсуда 30 марта оставила приговор без изменения. После этого по решению областного заксобрания господин Зуев был досрочно лишен депутатских полномочий.
Господин Зуев во вторник на судебное заседание не пришел — его представлял адвокат. В комментарии „Ъ“ экс-депутат сказал, что госпожа Коломыцева, выступив на дебатах, его «незаслуженно оскорбила и обидела». «Публично такие заявления можно делать только после вступления в силу соответствующего решения суда. Такого решения нет. Да, мне предъявлялось обвинение в бандитизме, но оно было отменено еще на стадии следствия за отсутствием состава преступления. Мне было разъяснено право на реабилитацию и возмещение имущественного вреда. Обвинения в причастности к ОПГ были опровергнуты уже в судебном заседании, так как суд не нашел квалифицирующего признака, — отметил он. — Подобные высказывания, конечно, влияют на мою репутацию. Это мешает жить. Нормальные люди в таких ситуациях приносят извинения».
Госпожа Коломыцева считает, что иск не подлежит удовлетворению. «Выступая на дебатах, я высказывала свое мнение, основанное на информации, полученной из открытых источников. К примеру, слово „бандитизм“ звучало на пресс-конференции господина Трошина, проведенной в 2013 году, — сказала она. — Я считаю, что истец вкладывает в слово „банда“ узкоспециальный юридический смысл. Я же исходила из общепринятого, так сказать, народного понимания этого слова. Мне известно, что господин Зуев был признан виновным в вымогательстве, совершенном группой с применением насилия. Это — преступление и, по моему мнению, — бандитизм». Госпожа Коломыцева считает, что иск господина Зуева связан с его планами участвовать в выборах в законодательное собрание региона, которые пройдут в следующем году. «Я думаю, он решил себя реабилитировать в глазах населения, — пояснила она. — Суд его признал виновным в вымогательстве, но не наказал в связи с истечением срока давности. Для некоторых это выглядит так, будто его оправдали. И, по моему мнению, он хочет эту мысль в общественном сознании укрепить».
Следующее заседание суда по иску господина Зуева назначено на 24 ноября.