КГИ выявил спад напряженности в регионах
Массовые протесты граждан на ближайший год не просматриваются
Напряженная социально-экономическая ситуация сохраняется в девяти регионах страны, но даже здесь слабеет протестная активность граждан. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, которые с прошлого года готовят "рейтинг напряженности", анализируя эффективность политических институтов регионов, экономическую ситуацию и интенсивность протестов. В 2017 предвыборном году, по прогнозу КГИ, власть попытается сделать все, чтобы протестные настроения не усиливались, невзирая на экономический спад.
В первой половине 2016 года социально-экономическая и политическая напряженность ослабла практически во всех регионах, отметили эксперты КГИ, презентовавшие вчера очередной рейтинг. Легкую успокоенность общества эксперты связывают с тем, что уходящий год был годом парламентских выборов, а российские политики "достаточно разумны, чтобы экономить между выборами, а под выборы вкладывать средства в выполнение обещаний". В КГИ полагают, что столь же разумными политики будут и в 2017 году, предшествующем президентским выборам, которые пройдут весной 2018 года. В то же время эксперты предупреждают, что предвыборная ситуация в немалой степени будет зависеть от того, как центр выстроит отношения с регионами.
Экономическая напряженность ослабла только потому, что промышленный спад замедлился, отмечают в КГИ, она остается относительно высокой лишь в Астраханской и Кировской областях, в Мордовии, Калмыкии и еще пяти регионах. "Но экономический рост так нигде и не начался,— заявил эксперт КГИ Николай Петров.— И нет никаких оснований ожидать, что падение перейдет в рост". Федеральный бюджет и бюджеты подавляющего большинства регионов в 2017 году будут испытывать дефицит. "А значит, это бюджет выживания, а не бюджет развития",— считает господин Петров. По итогам 2016 года "доходы населения падают на 5%, а по итогам двух лет — на 13%", при этом на 8% сокращаются трансферты федерального бюджета регионам. Поэтому эксперт не берется судить, как могут на это отреагировать губернаторы, тем более что именно они, судя "по президентскому посланию Федеральному собранию, становятся теперь ответственными за состояние экономики и бюджет региона".
Как это скажется на протестной активности граждан, эксперты КГИ не прогнозируют, но сомневаются, что будут протесты наподобие московских акций 2011 года. При этом Москва и Санкт-Петербург остаются самыми протестно-опасными регионами. Но акции теперь повсеместно (не только в двух столицах) "связаны с городской средой: транспорт, ЖКХ, точечная застройка, разрушение исторических зданий. Высокой активности не наблюдается, но происходит тихий, "ползучий" переход от низкой к средней активности",— пояснил эксперт КГИ Алексей Титков.
Реакция власти на экономические проблемы и акции протеста во многом зависит от "политического дизайна" того или иного региона, считает эксперт КГИ Александр Кынев, а этот "дизайн" ухудшился в большинстве регионов по итогам сентябрьских выборов. "Заметно снизилась конкурентность, измеряемая эффективным числом партий и кандидатов на выборах, уменьшилась представленность оппозиции в законодательных собраниях и самостоятельность самих региональных парламентов". Все это, по мнению эксперта, снижает возможности политических институтов смягчать последствия экономического кризиса, снимать протестное напряжение.
Самыми неблагополучными в КГИ назвали два региона — Саратовскую и Челябинскую области, где зафиксированы все три критерия напряженности: в политических институтах, в экономике и в протестном настрое. Напряжение в Алтайском крае и Пензенской области создают политические институты и экономические проблемы. В Краснодарском крае, Самарской и Ярославской областях экономические проблемы усиливают протестный настрой граждан. В Москве и Ульяновской области протестные настроения имеют скорее политическую первооснову.