Фонд нарушений
Результаты проверки использования средств дорожного фонда направлены в Генпрокуратуру
Счетная палата РФ обнаружила в Саратовской области нарушения при заключении госконтракта на ремонт и реконструкцию дорог. Вынесено представление региональному минтрансу, материалы проверки будут направлены в Генпрокуратуру РФ, заявили аудиторы на заседании коллегии СП. Также обнаружилось, что в регионе «хромает» прогнозирование поступления доходов, из которых формируется дорожный фонд, не выполняется нормативная потребность в финансировании. Проблемы при формировании и расходовании дорожного фонда зафиксированы и в других регионах.
Счетная палата РФ направит в Генпрокуратуру обращение, в котором изложит информацию о нарушениях, обнаруженных в Саратовской области во время проверки использования средств дорожного фонда. СП выяснила, что региональный минтранс без проведения конкурентных процедур заключил госконтракт по устройству объездной дороги в обход аварийного моста с единственным поставщиком. «В обосновании заключения контракта министерством приведены доводы об аварийной ситуации, произошедшей 14 марта 2016 года. Однако еще в сентябре 2007 года было установлено, что мост имеет неисправности и необходима его реконструкция», — было доложено на заседании коллегии палаты. Также сообщалось, что проверкой «установлены факты принятия бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств, что является нарушением Бюджетного кодекса». Помимо Генпрокуратуры, данные проверки направлены в ФАС, губернатору Валерию Радаеву, а региональному минтрансу было выписано представление.
СП заметила еще несколько нарушений, допущенных Саратовской областью при использовании дорожного фонда. Так, в докладе аудитора отмечается, что основными источниками пополнения дорожных фондов регионов являются акцизы на нефтепродукты, транспортный налог и межбюджетные трансферты. Однако прогнозирование поступления доходов «осуществляется на низком уровне»: в 2015 году в прогнозе значилось 268,6 млрд рублей, а фактически поступило 400 млрд. Наибольшее отклонение замечено в трех регионах, в том числе и в Саратовской области, где разница составила 3,2 млрд рублей. Кроме того, в нарушение Бюджетного кодекса регион не направил неиспользованные в 2015 году 1,35 млрд на увеличение ассигнований дорожного фонда в 2016‑м. Также в СП отмечают низкое кассовое исполнение утвержденных объемов дорожных фондов. В целом по стране исполнение в предыдущие два года не превысило 86 %.
В нескольких регионах, выяснили в Счетной палате, не утверждены нормативы, в соответствии с которыми происходит формирование расходов бюджета на содержание автодорог. Более того, эти нормативные затраты значительно отличаются у регионов, «имеющих общие границы и практически одинаковые климатические условия». А «в Саратовской и Ярославской областях нормативы были утверждены, однако практически не применялись. Так, в 2015 году нормативная потребность в содержании автодорог в Саратовской области составляла 9,8 млрд рублей. Региональным законом о бюджете было предусмотрено 2,3 млрд. В Ярославской области соответствующие показатели составили 5,4 млрд и 1,6 млрд», — говорится в докладе СП. Результаты проверки в Ярославской области также будут направлены в Генпрокуратуру.
В целом аудиторы говорят о плачевном состоянии дорог в регионах. Как следует из доклада, на 1 января 2016 года протяженность автодорог регионального значения составила почти 515,8 тыс. км, и 62 % из них «не соответствуют нормативным требованиям».
Напомним, дорожный фонд Саратовской области на 2017 год утвержден в размере 8,9 млрд рублей. Как сообщала пресс-служба губернатора, средства будут направлены прежде всего на ремонт 55 км автомобильных дорог регионального значения, строительство Северного дорожного подхода к аэропортовому комплексу «Центральный», проектирование, строительство и ремонт автодорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, а также на мероприятия по оборудованию дорожных знаков нового образца и остановочных павильонов. В 2016 году объем ассигнований дорожного фонда (данные минтранса на 1 ноября) составил 5,2 млрд рублей. В 2015‑м — около 5 млрд.