В распаде "Союза" обвинили Воронеж
В последней космической аварии 2016 года оказался виноват двигатель
Вчера в госкорпорации "Роскосмос" назвали предварительные итоги расследования причин аварии ракеты-носителя "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс МС-04", случившейся 1 декабря 2016 года. Специалисты установили, что космический грузовик был потерян из-за разрушения насоса окислителя в двигателе третьей ступени ракеты. Что стало первопричиной аварии — попадание посторонних частиц или нарушение технологии сборки двигателя, из-за недостатка информации им выяснить не удалось. Любая версия указывает на вину Воронежского механического завода, собиравшего двигатель.
Пуск "Союза" с 31-й стартовой площадки космодрома Байконур состоялся 1 декабря в 17:51 по московскому времени. Сначала все проходило в штатном режиме, однако на седьмой минуте полета прием телеметрической информации прекратился. Авария произошла на 382-й секунде полета на высоте около 190 км над Тувой, большая часть обломков корабля и ракеты сгорели в плотных слоях атмосферы.
Комиссия под председательством гендиректора "Роскосмоса" Игоря Комарова была сформирована в течение суток после аварии. Планировалось, что результаты ее работы будут представлены к 20 декабря, но впоследствии сроки несколько раз сдвигались: причиной этого, по словам источника "Ъ", близкого к руководству "Роскосмоса", стало большое количество потенциальных версий (примерно 15) и практически полное отсутствие телеметрической информации. Тем не менее, подняв документацию и проведя моделирование, комиссии удалось остановиться на двух версиях происшествия.
Как установили члены аварийной комиссии, в результате аварии произошло "нештатное механическое разделение третьей ступени ракеты-носителя и транспортного грузового корабля". Наиболее вероятной причиной аварии специалистами признано вскрытие бака окислителя третьей ступени ракеты "Союз-У" вследствие разрушения двигателя 11Д55 (РД-0110), произведенного Воронежским механическим заводом (ВМЗ). Разрушение, по мнению членов комиссии, произошло из-за возгорания насоса окислителя, а это могло случиться либо из-за посторонних частиц, попавших в его полость, либо из-за нарушения технологий сборки РД-0110 (например, из-за несоответствия зазоров между шнеком и втулкой). Источник "Ъ" в руководстве Роскосмоса убежден, что свою основную задачу комиссия выполнила, а установить более точную причину потери "Союза" невозможно: "Все остальное — это уже из области фантастики".
По его словам, сейчас основные усилия будут направлены на исправление ситуации на ВМЗ, поскольку и попадание частиц в насос, и нарушение технологий сборки "однозначно указывают на вину изготовителя". С учетом того, что двигатель РД-0110 является штатным сразу для нескольких изделий семейства "Союз" (например, ракет-носителей "Союз-2.1а" или "Союз-СТ"), внимание будет уделено устранению его конструктивных недостатков и, возможно, доработке. По данным собеседника "Ъ", завтра господин Комаров вместе со своими коллегами по аварийной комиссии сделает доклад вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Не исключено, что тот потребует привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, осуществляющих на ВМЗ итоговую приемку. На ВМЗ от комментариев "Ъ" вчера воздержались, гендиректор предприятия Иван Коптев был недоступен для комментариев.
По данным "Ъ", в феврале "Роскосмос" завершит эксплуатацию ракет "Союз-У", запустив 21 февраля с космодрома Байконур последнюю из изготовленных ракет в космос вместе с транспортным кораблем "Прогресс МС-05". В дальнейшем пуски по доставке грузов на МКС будут осуществляться при помощи других ракет-носителей.