Разрешите наградиться
Сенаторов обяжут согласовывать получение иностранных наград с руководством СФ и МИДом
В Совете федерации (СФ) планируют обязать сенаторов согласовывать принятие наград иностранных государств со спикером палаты и МИДом. Новый порядок в СФ объясняют требованиями о противодействии коррупции. Сенаторы не являются госслужащими, напоминает эксперт, и если они согласны взять на себя эти обязательства, "значит, таково их представление о себе как о самостоятельных политиках". Не исключено, что вслед за верхней палатой аналогичные правила может ввести и Госдума.
В СФ разработали положение (есть у "Ъ") о порядке принятия сенаторами "почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций". Согласно документу, получающий награду член СФ "в десятидневный срок представляет председателю СФ ходатайство о разрешении" ее принять (исключение составляют научные и спортивные награды). Затем "по поручению председателя СФ" комитет по регламенту рассматривает и направляет ходатайство в МИД "для получения экспертного заключения" о "целесообразности принятия звания, награды". После этого комитет по регламенту выносит вопрос об удовлетворении ходатайства на заседание совета палаты (в него входит спикер СФ, его заместители и главы всех комитетов). В случае отказа совета палаты награду и документы к ней следует вернуть в "соответствующий орган иностранного государства". Член СФ вправе и самостоятельно отказаться от получения награды и в этом случае также должен уведомить спикера верхней палаты о своем решении "в десятидневный срок". Такой порядок должен быть введен в действие распоряжением спикера СФ Валентины Матвиенко. В письме главы МИДа Сергея Лаврова главе комитета по регламенту Вадиму Тюльпанову (также есть у "Ъ") сообщается, что министерство "согласовывает" проект документа.
Вчера на заседании комитета по регламенту, где обсуждался проект положения, сенатор Юрий Волков заявил, что имеет орден ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, в нее входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) и предложенный порядок считает "излишним". "Тебе звонят из посольства и говорят: "Уважаемый, за многолетнюю работу в группе дружбы, предположим, с Южной Кореей, у нас принято решение наградить вас таким-то орденом". Я говорю: "Подождите, я сейчас пойду, посоветуюсь". А потом прихожу и говорю, что отказываюсь. Представляете, какая это ситуация?" — рассказал господин Волков. Вадим Тюльпанов в ответ сообщил, что "члены правительства точно так же получают награды". А сотрудница аппарата СФ сослалась на президентский указ, обязывающий согласовывать иностранные награды всех лиц, замещающих госдолжности.
В положении, утвержденном указом президента N506 от 10 октября 2015 года, действительно прописан похожий порядок получения иностранных наград, но разрешение главы государства на их получение требуется только "лицам, замещающим госдолжности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется президентом РФ", военнослужащим, а также сотрудникам таможенных органов. При этом в п. 4 президентского указа содержится рекомендация СФ и Госдуме утвердить аналогичный порядок получения наград, но распространить ограничения предлагается лишь на госслужащих.
На просьбу "Ъ" пояснить коллизию Вадим Тюльпанов ответил, что сенаторы "ссылаются не только на указ президента, но и на закон о противодействии коррупции": "Мне представляется, что в этом (в получении членом СФ иностранной награды.— "Ъ") потенциально может быть коррупционная составляющая". Господин Тюльпанов подчеркнул, что утвердить документ планируется на следующем заседании комитета 31 января, при этом выносить его на голосование всей палаты не потребуется.
Зампред комитета Вячеслав Тимченко считает предлагаемый порядок получения наград "абсолютно обоснованным", поскольку "любой человек, представляющий государство, должен действовать в соответствии с определенными правилами и нормами". Проблема же, по его словам, в том, что "отдельные высшие награды иностранных государств имеют не только политическую либо историческую, а вполне осязаемую материальную ценность". "Награды могут быть изготовлены из драгоценных металлов и камней. И орден, стоящий несколько десятков тысяч долларов, будет расценен если не как взятка, то как предмет роскоши, который необходимо декларировать в соответствии с законом о противодействии коррупции",— считает сенатор.
"Действующий регламент Госдумы никак не регулирует вопрос об иностранных наградах",— заявила "Ъ" глава думского комитета по регламенту единоросс Ольга Савастьянова (стала депутатом лишь в этом созыве Госдумы). "Никогда ничего подобного не обсуждалось и не принималось",— заверил "Ъ" источник в аппарате Госдумы. Член думского комитета по регламенту Владимир Поздняков (КПРФ) допускает, что получение зарубежной награды может быть истолковано "как вербовка или получение взятки". С другой стороны, "награда чужой страны — это признание того вклада, который парламентарий внес в развитие межгосударственных отношений, а значит, наградой гордиться надо", считает коммунист. Но независимо от толкования, "ни спикер СФ, ни тем более спикер Госдумы не вправе управлять сенаторами и депутатами или что-то решать за них, потому что председатель палаты не администратор, а парламентарии не его подчиненные", уверен господин Поздняков.
"Вопрос сугубо политический, ведь сенаторы у нас, по идее, политики, а не должностные лица и не госслужащие. А политики свободны в своих решениях",— заявил "Ъ" директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС, экс-депутат Госдумы Владимир Южаков. Он допускает, что разрешительный порядок получения иностранных наград "можно каким-то образом притянуть и к задачам антикоррупционного контроля". Но такой контроль "вряд ли должен предполагать для сенаторов обязательное сообщение о возможной награде", полагает эксперт. "В любом случае, если члены СФ согласятся с распоряжением своего спикера, значит, таково их представление о себе как о самостоятельных политиках, ответственных за себя и за свои действия",— уверен господин Южаков. Эксперт не исключает, что вслед за верхней палатой "вероятнее всего, и нижняя палата предпримет подобные действия".