Коммерсантъ-История №3
Знаете ли вы, как брал взятки тот, кому, казалось бы, нет никакого смысла их брать,— самодержец всея Руси?
В точности как и все облеченные властью лица в России: в особо крупных размерах. Портфели, туго набитые банкнотами, ему приносил самый доверенный человек — шеф корпуса жандармов граф Петр Шувалов. А сам император утверждал, что нужны они, конечно же, для восстановления справедливости.
Как все, пытался уйти от наказания убийца самой известной жертвы первой русской революции — Николая Баумана. И его участь решали самые высокие судебные инстанции страны. Но уйти от судьбы ему так и не удалось.
Из всех видов крупы только одна пользовалась неизменной любовью жителей страны, считавших ее самой нужной и "прочной" пищей на свете. И ни в коем случае не хотели менять ее на иноземные деликатесы. Но отказаться от излюбленной каши очень быстро заставляла нищета.
Абсолютно все крестьяне страны считали всю обрабатываемую землю своей, несмотря на наличие у нее каких-то других собственников. И в 1917 году задолго до знаменитого ленинского "Декрета о земле" приступили к переделу земли самыми разнообразными способами. Вот только полученная тогда земля вскоре снова стала чужой, государственной собственностью.
А широко распространенная малограмотность следователей и прокуроров помогла многим из них избежать проблем во время десталинизации.
Для тех же, кто не хотел, как все, сдавать вступительные экзамены в университеты и институты, изобретательные товарищи придумали особую, платную систему поступления. Правда, только малая часть абитуриентов, пытавшихся стать студентом дорого, но без особых проблем, сумели ею воспользоваться.
Об этих и других интересных историях нашего давнего и недавнего прошлого — новый выпуск "Коммерсантъ-Истории".
Содержание
Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД "Коммерсантъ"