Таксисты недовольны диспетчерами
Пензенский профсоюз работников такси устраивает митинг
Пензенские таксисты готовятся выйти на митинг. Пензенский профсоюз работников такси заявил о несовершенстве закона «О такси», в котором не прописан статус диспетчерских служб, что приводит к тому, что тарифы на перевозку занижаются. По словам руководителя профсоюза Андрея Гайкалова, за последние несколько лет стоимость минимального заказа сократилась в два раза, таксисты вынуждены экономить на всем, и это отражается на качестве перевозок. В среду, 15 марта, бастовали некоторые саратовские таксисты, недовольные тарифами, которые, по их словам, устанавливает диспетчерская служба «Везет. Заказ такси». В самой службе подчеркивают, что оказывают лишь информационные услуги, а тарифы утверждает перевозчик.
Администрация Пензы одобрила заявку Пензенского профсоюза работников такси на проведение митинга 27 марта в сквере им. Дзержинского. По словам руководителя профсоюза Андрея Гайкалова, таксисты хотят «напомнить о несовершенстве федерального закона „О такси“, о хаосе на рынке такси». «Профессиональные таксисты сейчас находятся на грани выживания. Когда закон принимали, нам говорили о лицензиях, о том, что мы станем легальными перевозчиками, сможем больше зарабатывать. А по факту сейчас гораздо выгоднее быть нелегальным перевозчиком. Многие легальные не могут делать даже взносы в ПФР, — сказал он. — Они вынуждены экономить на техобслуживании, замене запчастей, работать в две смены. Все это, разумеется, отражается на качестве перевозок», — сказал он.
Господин Гайкалов считает, что многие проблемы на рынке возникли из-за того, что в законе не прописан статус диспетчерской службы. «Они принимают заказ, а потом перепродают его водителям такси. Да, без них было бы плохо. Но в законе их нет: им ничего не запрещено, а значит, все разрешено. Этим пробелом в законодательстве они пользуются», — говорит он. В частности, одна из основных претензий таксистов заключается в том, что они вынуждены работать по тарифам, которые им навязывает диспетчерская служба, хотя по закону тарифы устанавливает перевозчик. Сейчас в Пензе работает шесть диспетчерских служб такси. По словам господина Гайкалова, около пяти лет назад тарифы на услуги такси были выше, стоимость минимального заказа составляла 100–120 руб. Потом в город пришла сетевая диспетчерская служба (речь идет о «Везет. Заказ такси»), которая предложила более низкую цену, и остальные службы также изменили тарифы, чтобы не терять клиентов. Теперь, по словам господина Гайкалова, минимальный заказ стоит в среднем 60 рублей. «Я пробовал договариваться с диспетчерской службой о пересмотре тарифов, они говорят, что тогда клиенты уйдут к конкурентам. После того, как водители начали возмущаться, их стали заставлять подписывать бумажки, что согласен с таким-то тарифом. При этом ни с кем из нас цены никто не согласовывает», — отметил он.
По данным министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области, в настоящее время по лицензии работает 3,3 тыс. таксистов. При этом, по оценкам господина Гайкалова, около 80 % всех таксистов в Пензе работают нелегально. Отчасти, считает он, нелегальных перевозчиков «плодят» сами диспетчерские службы.
В соседних городах таксисты тоже проводят протестные акции. В Саратове 15 марта некоторые таксисты устроили забастовку в отношении «Везет. Заказ такси»: водители через специальную программу присылали в диспетчерскую службу «фейковые заказы», чтобы создать трудности в обслуживании клиентов. Администратор группы «Стоп Такси Везет Саратов» в «ВКонтакте» Виктор Фомин рассказал СМИ, что по действующему тарифу (минимальный заказ 60 руб.) работать невыгодно, и адекватным был бы тариф в 100 руб. Некоторые таксисты сообщают в группе о том, что после забастовки контракт с ними был расторгнут.
В «Везет. Заказ такси» обсуждать ситуацию не готовы. Маркетолог службы в Саратове Мария Николайчик сообщила, что «руководитель передал, что не хочет комментировать ситуацию». В пензенском отделении «Везет» руководителя на месте не оказалось. Сотрудник отдела рекламы и маркетинга, отказавшаяся представляться, подчеркнула, что диспетчерская служба предоставляет информационные услуги. «Мы не устанавливаем тарифы. Мы просто посредники», — сказала она. На просьбу прокомментировать практику взимания подписки с водителей о согласии с тарифами она заявила, что «тарифы устанавливает перевозчик».
Ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что принцип предоставления услуги такси много лет остается почти неизменным: необходимы те, кто будет принимать заказы и передавать их водителям, и те, кто будет выполнять эти заказы. «В то же время прочие вещи, которые раньше имелись в таксомоторных парках, например ремонт или мойка, могут или отсутствовать вовсе или быть переданы на аутсорсинг. В каждом регионе это происходит по-разному, — сказал он. — Еще одной важной отличительной чертой данного рынка можно назвать высокую конкуренцию и практически полный уход государства с него». По словам эксперта, если есть недовольство одним из элементов службы такси в регионе, то, во‑первых, необходимо разбираться, почему так происходит, а, во‑вторых, можно найти других операторов или создать собственную службу по обработке заказов. «Понятно, что нужно будет просчитывать экономику, чтобы конкурировать, но сделать это можно, так как рынок очень гибкий и здесь можно найти и разные варианты работы самого такси, и приобретения различных товаров и услуг, необходимых для работы так, чтобы быть успешным», — считает он.