«Задача — сократить барьеры для инвесторов»
Генеральный директор «Облкоммунэнерго» Вадим Ойкин о ситуации на саратовском рынке электроэнергии
Системный оператор Единой энергетической системы (ЕЭС), публикуя отчет о положении на рынке энергосбыта, отмечает рост энергопотребления по итогам 2016 года. В частности, только по Средней Волге увеличение доходит до 1,9 %, тогда как еще недавно игроки говорили о падении спроса. О ситуации на энергетическом рынке в Саратовской области „Ъ“ рассказал генеральный директор АО «Облкоммунэнерго» (ОКЭ) Вадим Ойкин.
— Полтора года назад вы отмечали, что в связи с негативными явлениями в экономике спрос на электроэнергию падает. Теперь мы наблюдаем рост. Что произошло? Можно ли говорить о том, что положение на рынке улучшается, или в Саратовской области другая статистика?
— В экономике есть два важных показателя, которые точнее всего указывают на тенденции рынка. Как люди живут, сколько тратят на свои нужды, насколько интенсивно развивается промышленность и бизнес, позволяя населению хорошо зарабатывать. Я говорю об обороте розничной торговли и выработке и потреблении электроэнергии.
Если взглянуть на статистику прошлого года, энергопотребление по стране увеличилось и прилично опередило темпы роста последних лет. Спрос на электроэнергию вырос на 1,8 % относительно уровня 2015 года. Причем этот рост оказался намного выше прогнозов и произошел на фоне отрицательной динамики потребления последних двух лет. Еще один положительный момент связан с сокращением разницы между выработкой и потреблением. Так, если в прошлом году электростанции Объединенной энергосистемы Средней Волги выработали 106,26 млрд киловатт-часов, что на 0,8 % больше, чем за 2015 год, то потребление, улучшив статистику на 1,9 %, практически совпало с уровнем выработки — 106,27 млрд киловатт-часов.
Если анализировать Саратовскую область, то мы всегда были регионом-донором. Но тенденция прироста в энергопотреблении на фоне стабильной динамики выработки коснулась и нашего региона. В прошлом году выработка составила 42,7 млрд киловатт-часов, что незначительно превысило объем 2015 года. А вот потребление выросло на 1 % и составило 12,9 млрд киловатт-часов. Причем практически четверть от этого объема пришлась на долю промышленности. То есть можно сделать вывод, что постепенно деловая активность как в России, так и в нашем регионе начинает набирать обороты.
Видно это и по работе «Облкоммунэнерго». В прошлом году мы приняли участие в реализации крупных федеральных и региональных проектов в агропромышленном комплексе, строительстве жилья, в сфере развития дорожной и промышленной инфраструктуры, социальной поддержки населения. Это возведение электросетевой инфраструктуры для мусороперерабатывающих комплексов в городах области, повышение надежности электроснабжения гемодиализного центра в Балаково, поддержка развития производства тепличных культур ОАО «Волга» и многое другое.
Поэтому главная цель для нас сейчас — это поступательное развитие электроэнергетической инфраструктуры территорий. Считаю, что только этот путь позволит региону развивать свою инвестиционную привлекательность. Здесь прямая взаимосвязь — улучшается качество и надежность работы электросетевого оборудования, вместе с этим растет и экономика, и энергопотребление в городах.
— Тенденция, на ваш взгляд, сохранится?
— В декабрьском послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу на ближайшие десять лет обеспечить прирост ВВП темпами выше среднемировых. Чтобы выполнить ее, экономика должна вырасти более чем на 3 % в 2019 году. Сейчас прогноз Минэкономразвития исходит из 2,1 % роста на этот год. В качестве основных драйверов роста называются реформирование системы госуправления, инвестиции, в том числе в человеческий капитал, и потребительский спрос.
Если говорить о Саратовской области, то мы ожидаем позитивных сдвигов. Есть хороший прошлогодний задел в запуске производств и открытии новых предприятий. Внушают определенный оптимизм итоги работы саратовской делегации на экономическом форуме в Сочи (подписаны соглашения о завершающем этапе строительства аэропорта, об открытии заводов по производству углеродного волокна, сжиженного природного газа и минеральных удобрений. — „Ъ“).
Кстати, многие аналитики сходятся во мнении, что именно потребление домохозяйств сможет обеспечить эти три процентных пункта роста ВВП. И немаловажное значение здесь имеют инвестиции в человеческий капитал. И мы сейчас видим, что наряду с промышленными предприятиями в городах активно строятся дома культуры, школы искусств, объекты социальной инфраструктуры. Так, например, буквально в ноябре прошлого года мы подключили к системе электроснабжения Дом культуры в поселке Дергачи, проведены аналогичные работы для Энгельсской картинной галереи им. А. Н. Радищева. В конце года были завершены работы по технологическому присоединению Балашовского драматического театра.
Кстати, оптимистичные прогнозы подтверждаются итогами первых двух месяцев этого года. Например, общая сумма заключенных договоров превышает показатель аналогичного периода 2016 года практически в 10 раз. Мы взяли на себя обязательства по строительству электросетевой инфраструктуры для системы очистных сооружений в Вольске, внушительные объемы запланированы по подключению к системе электроснабжения трех жилых микрорайонов, строящихся по программе расселения граждан из аварийного и ветхого жилья в Энгельсе. В планах этого года — строительство системы мусороперерабатывающих предприятий в Правобережье.
— С 1 января этого года АО «Оборонэнергосбыт» лишился статуса гарантирующего поставщика, его потребители перешли к ПАО «Саратовэнерго». Ожидаете ли вы в связи с этим каких-либо изменений на рынке сбыта электроэнергии?
— Ситуация с «Оборонэнергосбытом» более–менее ясная, их задолженность только на рынке электроэнергии составляла 5 млрд руб., а общий долг превышал 11 млрд руб. Из-за финансового кризиса компании пришлось отказаться от статуса гарантирующего поставщика. При этом по согласованию с ФАС предприятие было разделено между гарантирующими поставщиками во всех регионах. Не думаю, что в результате этих обстоятельств существенные изменения затронут рынок сбыта электроэнергии в нашем регионе, поскольку «Саратовэнерго» является поставщиком основного объема электрической энергии, потребляемой на территории области.
— Может быть, с уходом одного из игроков есть смысл для ОКЭ стать гарантирующим поставщиком?
— Не думаю, это не наш профиль. Мы оказываем услуги по транспортировке электроэнергии. На этом, собственно, и сконцентрированы наши усилия.
— А с коммерческой точки зрения? Новая деятельность — новые доходы.
— Мы для себя выбрали немного другой путь. Чтобы отойти от тарифа и быть более мобильными в своих инвестициях, мы стали развивать бизнес-направление по оказанию нерегулируемых электротехнических услуг. Вот в этом я, прежде всего, вижу перспективу. Мы должны сами зарабатывать деньги, искать возможности для развития, чтобы гарантировать людям качественное и бесперебойное электроснабжение, а региону экономически стабильное и развивающееся предприятие. К слову сказать, ежегодно отдача от этой деятельности увеличивается. Например, в прошлом году доход от прочих услуг вырос практически на 50 % по сравнению с показателем 2015 года. В этом году ожидаем также хорошую динамику. У нас уже завязались партнерские отношения с крупным бизнесом не только в регионе, но и за его пределами.
Основной нашей «фишкой» является комплексный подход, мобильность и готовность к нестандартным решениям. Так, в этом году мы решили пополнить ассортимент оказываемых услуг энергоаудитом. Вообще, как выразился в одном из интервью Алексей Кудрин, сейчас приходит время креативности и творчества в любом труде. А статус гарантирующего поставщика имеет достаточно узкую специфику.
— В 2016 году доля Саратовской области в уставном капитале «Облкоммунэнерго» выросла до 66,4 %. Сказалось ли это на работе компании? Планируется ли в дальнейшем увеличение госпакета акций?
— Начнем с того, что общество не может вмешиваться в действия акционеров и, соответственно, планировать преференции по отношению к кому-либо из них. Его задача, прежде всего, обеспечить акционерам равные права.
Не секрет, что качество электроснабжения и развитие электросетевой инфраструктуры определяет индустриальное развитие населенных пунктов. Предприятие является стратегически важным активом области. С этой точки зрения возможность влияния на принятие решений, думаю, входит в число интересов региона.
— Насколько мне известно, «Облкоммунэнерго» чаще других занимается подключением новых открывающихся в Саратовской области производств. За последнее время их появилось не слишком много, но они есть. Есть ли сложности при работе с ними, с обеспечением их электроэнергией?
— Еще несколько лет назад губернатор Саратовской области Валерий Радаев поставил задачу максимально сократить административные и другие барьеры для инвесторов при подключении к сетевой инфраструктуре. Имеются в виду любые сети, но нас интересует именно наше профильное направление. В принципе, задача полностью соответствует федеральной «дорожной карте» по повышению доступности энергетической инфраструктуры, которая была утверждена правительством РФ в 2012 году. Собственно, по этому документу мы и работаем. Могу сказать, что законодательство о технологическом присоединении не всегда позволяет оперативно и выгодно для заказчика выполнить весь комплекс мероприятий. Здесь встречаются и правовые коллизии с земельными вопросами, и нередко высокие для заказчика сметные затраты. Любой проект необходимо рассматривать индивидуально, применять гибкие подходы. Нам приходилось предлагать несколько вариантов решения, чтобы инвестору было это действительно выгодно с учетом специфики его деятельности. Большой плюс в том, что у нас есть собственное производство энергооборудования на базе филиала «Энергоремонт». Мы можем не только сэкономить средства заказчика на его приобретение, но и учесть в процессе производства уникальные требования заявителя.
Если вернуться к дорожной карте, то она предусматривает выполнение 52 мероприятий, из которых на сегодняшний день «Облкоммунэнерго» выполнило 41.
— Почему не все?
— На самом деле, неисполненными остаются лишь три, для восьми не наступил срок реализации. Уже сейчас для того, чтобы снизить количество этапов технологического присоединения к электросетям, мы ввели возможность заключения договора энергоснабжения до завершения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотрена возможность через сетевую организацию направить все необходимые документы в сбытовую организацию и получить проект договора энергоснабжения. Мы ввели правило, что проверка прибора учета проводится на стадии реализации мероприятий, предусмотренных договором о технологическом присоединении. Отменена процедура проверки счетчиков энергосбытовыми компаниями, отменено получение разрешения Ростехнадзора на допуск к эксплуатации электроустановок заявителей мощностью ниже 150 кВт. Кроме того, осуществляется переход на интернет-регистрацию заявителей.
— Насколько я знаю, часто возникают вопросы по части сроков подключения…
— Они есть и, вполне возможно, останутся, но энергетики, поверьте, делают максимально, чтобы эти сроки сократить. К примеру, сейчас определены новые сроки технологического присоединения. В случае, если не требуется реконструкция существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, сроки не могут превышать 15 рабочих дней при временном технологическом присоединении. Четыре месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, и не более года для заявителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств свыше 670 кВт. В среднем у нас время подключения потребителей к сетям составляет 90 дней, что на 13 дней меньше, чем аналогичный показатель в целом по региону.
— Целый год, чтобы подключиться к сети?
— Это максимально допустимый срок, в реальности, конечно, мы подключаем быстрее. Потребитель с мощностью свыше 670 кВт — достаточно крупный, это, как правило, промышленное предприятие или же площадка, на которой сосредоточено несколько относительно крупных потребителей. Для таких объектов в некоторых случаях предполагается строительство подстанций, прохождение огромного количества согласительных процедур, которые, к сожалению, требуют времени. Кстати, последнего из этой категории заявителей — гипермаркет «Лента» в Энгельсе — мы подключили за четыре месяца, а там был очень внушительный объем работ, включая прокол через железнодорожные пути.
Зато для объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ, сооружаемых в рамках выданных заявителю технических условий, введен уведомительный порядок ввода в эксплуатацию. Максимальные сроки технологического присоединения в случае перераспределения мощности между ранее присоединенными лицами — не более 30 дней.
В планах к 2018 году сократить количество этапов, необходимых для доступа к электрическим сетям до трех. Срок подключения к сети в среднем будет сокращен до 90 дней.
— С 1 октября 2015 года в состав платы за технологическое присоединение максимальной мощностью не более 150 кВт включаются только 50 % от затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. На кого ложатся остальные затраты?
— Это насущная проблема. Затраты по строительству ложатся на сетевую компанию, но не всегда они окупаются. Начнем с льготников. Право на льготы при подключении к электросетям имеют потребители мощностью до 15 кВт. В эту категорию попадают, например, дачи, гаражные кооперативы, частные дома. В настоящее время плата за услугу для данной категории потребителей составляет 550 руб. В 2016 году нами заключено 1114 таких договоров общей мощностью 12 302 кВт. В прошлом году мы посчитали, что в среднем на подключение одного льготника приходится около 50 тыс. руб. По категории до 150 кВт у нас 167 заявителей на общую мощность 8 811 кВт. С другой стороны, есть проблема, что не всегда заявленная мощность используется в полном объеме. Причем договор на подключение к электросетям может быть расторгнут потребителем в одностороннем порядке без объяснения причины. Сетевая компания может это сделать только в судебном порядке. Поэтому строительство избыточных мощностей является зачастую роскошью для предприятий. В сравнении с 2014 годом при практически равной статистике по количеству договоров и присоединяемой мощности у нас стоимость услуги упала на 30 млн руб.
— На ситуацию можно повлиять?
— Мы направляли свои предложения в Министерство энергетики РФ, о них говорилось на семинаре «О мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах РФ», который прошел в декабре прошлого года. Это общероссийская проблема. Необходимо на федеральном уровне определить ответственность заявителей при затребовании определенных мощностей, внести соответствующие изменения в Правила технологического присоединения к электрическим сетям. Ведь при затратности работ, с одной стороны, неисполнение объемов потребления приведет к полному «проседанию» доходов от данного вида услуг и, соответственно, ставит под угрозу инвестиционные планы предприятий.
С другой стороны, для себя мы определили первостепенной социальную и инфраструктурную функцию. Саратовская область сейчас поставила перед собой достаточно амбициозные цели. Я говорю о проектах в промышленном и инновационных секторах, об увеличении производственных мощностей, о строительстве транспортно-логистических комплексов и развитии туристического направления, о планах агломерации и создании комфортных условий для жизни людей в городах. Поэтому мы должны постоянно держать руку на пульсе, заниматься поиском новых источников для развития, внедрять современные производственные решения, чтобы быть полезными в формировании надежной и качественной электроэнергетической инфраструктуры региона.