Затратное дело
Как часто бизнес платит взятки контролирующим органам
Одна проверка обходится малому бизнесу в среднем в 28 тыс. руб. в виде взятки. 15% предпринимателей признались, что в прошлом году платили контролирующим органам «неформальные вознаграждения». Таковы данные опроса, проведенного Центром технологий госуправления РАНХиГС. В исследовании приняли участие тысяча коммерсантов. 12% респондентов рассказали, что тратят более 120 тыс. руб. в год на юридическую помощь, чтобы избежать претензий надзорных органов. При этом 83% опрошенных заявили, что проверки никак не повлияли на качество их продукции.
Превратились ли проверки бизнеса в инструмент «кормления» чиновников?
Председатель общественной организации «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева отметила, что нынешняя система госконтроля не способствует повышению качества товара, поизводимого предпринимателями, но влияет на его стоимость.
«Самый главный, с точки зрения чиновников, продукт, который должен выпускать предприниматель — это бумажки, то есть отчеты. Проверяют только их. Поэтому можно выпускать любую гадость, а бумаги оформлять красиво. Бумажки будут чиновника устраивать, он их будет торжественно складывать в папочку, а сметана, например, будет по-прежнему отвратительной, — заметила она. — Если взятка крупная или предлагается на постоянной основе, то тогда она просто вкручивается в цену. Если, допустим, предприниматель понимает, что проверки будут регулярными и чиновники повадились к нему ходить, то ему приходится повышать цены в зависимости от размера взятки».
По оценкам «Бизнес-солидарности», реальная доля предпринимателей, дающих взятки при проверках, значительно выше тех 15%, кто признался в исследовании РАНХиГС. В некоторых сегментах бизнеса она доходит до 70%. Данные, приведенные учеными, свидетельствуют об эффективной государственной политике в области борьбы с коррупцией, убежден председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По его мнению, отказываться от проверок бизнеса нельзя.
«Меня эти цифры не пугают, поскольку они стали меньше, чем буквально пять-шесть лет назад. Сейчас чиновники начинают бояться антикоррупционных проверок. Многие бизнесмены не связываются с этим, потому что уже есть прецеденты, когда они попадали под суд в качестве взяткодателя. Система начинает работать, но еще есть огромный пласт, который нужно разбирать, — подчеркнул он. — Подход к контрольным функциям как к источнику «кормления» формировался с 1991 года. Однако проверки предпринимателей необходимы. Если у нас не будет проверок качества продукции, то большой вопрос, какую услугу или товар мы получим в итоге. Кроме того, мы с вами видели, чем закончились некачественные проверки противопожарной безопасности, когда вследствие халатности надзорных органов погибли люди».
Если государство действительно заинтересовано в том, чтобы изжить коррупцию при проведении проверок, стоит обратить внимание на документы о доходах, которые ежегодно подают сотрудники контролирующих органов. Это отметил заместитель генерального директора «Transparency International Россия» Илья Шуманов.
«Все контролирующие органы — Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и другие — ежегодно сдают декларации о доходах. Из их деклараций можно установить объем доходов, недвижимого имущества. Эта информация может способствовать пониманию того, живет ли чиновник на широкую ногу либо придерживается официальной зарплаты, — пояснил он. — Кроме того, мне кажется, что на сегодняшний день роль государства во многих отраслях экономики избыточна. Сокращение надзорной функции со стороны государства будет способствовать оздоровлению экономики и серьезным образом не повлияет на качество продуктов, производимых или оказываемых в России».
Ранее начальник главного управления экономической безопасности МВД Андрей Курносенко в интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что средняя сумма взятки в России в прошлом году выросла на 75% — до 330 тыс. руб.