Валерий Зорькин нашел лишние полномочия у судов общей юрисдикции
по проверке законов субъектов РФ
Вчера на Сенатских чтениях по административному праву в Конституционном суде (КС) председатель КС Валерий Зорькин предложил лишить суды общей юрисдикции полномочий рассматривать дела об оспаривании законов субъектов РФ. В таком случае проверять региональные законы на их соответствие федеральному законодательству сможет только КС. Это расширит полномочия КС, но может привести к усилению вмешательства федерального законодателя в компетенцию регионального, отмечают эксперты. При этом России необходим закон об административных процедурах, считают высокопоставленные юристы.
Заявление председателя КС Валерия Зорькина прозвучало в ходе дискуссии "О современных стандартах госуправления и модернизации российского административного права". Глава КС неожиданно поставил вопрос о том, являются ли предметом административного судопроизводства законы субъектов РФ. "Это проблема с точки зрения Конституции: в отличие от актов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ, закон не административный акт. Почему он проверяется в рамках административного производства? В федеративном государстве нужно уважать законы субъектов РФ и не опускать их до уровня административных актов,— заявил глава КС, поставив под сомнение полномочия судов общей юрисдикции по проверке региональных законов.— Власть должна заботиться о чистоте конституционного регулирования, иначе "это бабахнет"". Как отметил господин Зорькин, "в стране, где господствуют принципы права, например в Германии", проверка законов в административном порядке невозможна.
Поскольку выступление господина Зорькина было последним, публичной реакции на это не последовало. Но эксперты единодушно заявили "Ъ", что его предложение сводится к лишению судов общей юрисдикции рассматривать споры о соответствии региональных законов федеральному законодательству.
Валерий Зорькин уверен, что в федеративном государстве «власть должна заботиться о чистоте конституционного регулирования, уважать законы субъектов РФ и не опускать их до уровня административных актов»
Проверка законов субъектов РФ напрямую связана с вопросами их соответствия Конституции, которые вправе разрешать только КС, в первую очередь это касается компетенции регионального законодателя принимать тот или иной закон, который может относиться к вопросам совместного ведения или ведения РФ, подтвердила "Ъ" судья КС в отставке Тамара Морщакова. КС не раз уточнял компетенцию судов общей юрисдикции по проверке региональных законов, при этом количество дел, которые могут перейти от судов общей юрисдикции в КС, сокращается, отметила она.
Ряд экспертов считают, что глава КС таким образом пытается защититься от возможного слияния КС и Верховного суда и убедить власти в необходимости КС. По мнению доцента СПбГУ Сергея Белова, реформа в случае ее реализации должна поставить вопрос о том, должны ли региональные законы соответствовать федеральным законам или только Конституции. Принципы федерализма требуют проверки не только компетенции регионального законодателя принимать тот или иной закон, но и вмешательства федерального законодателя в полномочия субъектов РФ. Но если КС будут переданы такие дела, они будут сведены к проверке компетенции, что приведет к усилению навязывания регионам федерального регулирования, считает господин Белов.
Декан юрфака Воронежского университета и эксперт КС Юрий Старилов назвал одной из острых нерешенных проблем отсутствие в России закона об административных процедурах, аналогичного принятому Европарламентом Кодексу надлежащего управления. Отсутствие такого закона — "негативный показатель в развитии правовой системы РФ", заявил господин Старилов. Без урегулирования процедур, которые обязана соблюдать исполнительная власть, недавнее введение Кодекса административного судопроизводства опасно: суды будут оправдывать произвол чиновников, предупредил он.
Закон об административных процедурах необходим для повышения уровня общественного контроля за организацией функционирования исполнительной власти, считают участники дискуссии и эксперты. Как отметил господин Белов, единые принципы "могли бы придать правовой характер взаимодействию граждан с госорганами". Сомнения высказал только полпред президента в КС Михаил Кротов, заявив, что идеальное соблюдение процедуры может послужить оправданием для нерадивых чиновников. "У чиновника должен быть диапазон для принятия решений",— считает господин Кротов. Юрий Старилов возразил, что чиновникам в любом случае придется доказывать, что они рассмотрели вопрос в разумный срок и не требовали лишних документов. "Стандарты и принципы административных процедур призваны облегчить во всем мире жизнь заявителя, почему у нас будет по-другому? Это у нас закон о госслужбе начинается с прав госслужащих, а в других странах — с обязанностей",— заявил господин Старилов. При этом докладчик призвал не вводить чрезмерные административно-правовые регуляции, приведя в качестве негативного примера закон о противодействии коррупции, в борьбе с которой "мы скоро придем к самой коррупции", резюмировал он.