Приоткрытый урок
Реформу системы повышения квалификации учителей начнут с онлайн-трансляции из Чечни
В сентябре 2017 года в 13 регионах РФ стартует пилотная программа Минобрнауки по оценке профессионального уровня учителя. В частности, педагогам из Чеченской Республики, Ярославской и Томской областей будет предложено подтвердить квалификацию с помощью онлайн-трансляции урока и сдачи теста на знание своего предмета. Об этом во вторник рассказала замминистра образования и науки РФ Татьяна Синюгина на совещании с региональными министрами в Сочи. Глава ведомства Ольга Васильева предложила строить систему взаимоотношений между педагогами по примеру Минздрава. По итогам апробации планируются изменения в законодательстве.
«Давайте скажем друг другу честно: с разрушением системы методических отделений у нас очень резко поползли и оценочные результаты»,— обратилась к представителям региональных министерств образования глава Минобрнауки Ольга Васильева на совместном совещании во вторник в Сочи, посвященном оценке качества образования. По ее словам, сейчас в России необходимо вернуть систему наставничества среди педагогов и создать качественные центры повышения квалификации учителей в каждом субъекте. «Когда мы перестали заниматься наставничеством, результат не заставил себя ждать. Я считаю, что у нас много школ, которые нуждаются в такой помощи, и можно подумать о модели методической помощи»,— добавила госпожа Васильева. Министр предложила ориентироваться на модель Министерства здравоохранения. «На общественных началах есть главный специалист в любой области — главный акушер, главный офтальмолог, которые выезжают на помощь, когда случается какая-то беда, и в регионах есть свои главные специалисты. Эта модель себя оправдывает»,— заключила Ольга Васильева. «У нас существует эта система, когда главные внештатные специалисты, например, оказывают помощь в организационной деятельности,— подтвердили “Ъ” в Минздраве.— При необходимости, например при чрезвычайных ситуациях, главные внештатные специалисты выезжают на место происшествия и оказывают консультационную и методическую поддержку».
«Если мы будем заниматься профанацией в институтах повышения квалификации, куда учителя приходят, лишь бы получить диплом,— это ни для кого не секрет,— и материал обучения не соответствует их потребностям, никакого профессионального роста не будет»,— сказал в своем выступлении глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Он сообщил, что у службы есть «определенный план с министерством» по изменению системы подтверждения профессионализма педагогов.
Уже в сентябре 2017 года стартует пилотная программа новой модели аттестации педагогов, рассказала на совещании замминистра образования и науки РФ Татьяна Синюгина. Изменения в системе повышения квалификации связаны с разработкой и внедрением системы профессионального роста учителей. В 2015 году соответствующее поручение ведомству было дано по итогам госсовета. «Для того чтобы эта система заработала, нам необходимо доработать профессиональные стандарты педагога, это позволит выделить уровни квалификации и построить модель роста от выпускника педагогического вуза до педагога-наставника». По ее словам, на первом этапе в апробации новой модели примут участие 13 регионов. Среди них регионы Северного Кавказа: Чеченская Республика, республики Ингушетия, Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика. В проекте также примут участие Татарстан, Хабаровский край, Ленинградская, Курганская, Томская, Московская, Ярославская, Волгоградская и Рязанская области. Госпожа Синюгина рассказала, что новая модель подтверждения уровня профессионализма предполагает тест на знание своего предмета, а также экспертную оценку ведения урока. Педагогам будет предложено провести онлайн-трансляцию занятия со школьниками, за которой будут наблюдать сторонние эксперты, или записать урок на видео и разместить в специально созданной системе. «Это позволит увидеть проблемные участки и станет первым этапом выстраивания национальной системы учительского роста, которая в конечном итоге приведет к перезагрузке и реорганизации работы в наших институтах повышения квалификации и институтах развития образования»,— сказала Татьяна Синюгина. Она уточнила, что по итогам апробации в законодательство планируется внести изменения. При этом на переходный период, рассчитанный до 2020 года, у учителей останется возможность подтвердить квалификацию традиционным способом, в региональном центре.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что новая система потребует финансовых затрат, в том числе на зарплаты привлеченных экспертов, «это как сейчас с оценкой учебников: за очень тяжелую работу платят очень небольшие деньги, и эксперты вынуждены от нее отказываться». Кроме того, записанное видео или трансляция не может передать всех нюансов работы учителя, отмечает он, «нужно ставить как минимум пять камер в разных точках класса, чтобы видеть каждое лицо ребенка, всю работу, которая идет в классе, и дети неизбежно будут стесняться записи». По мнению господина Луховицкого, повсеместное внедрение новой модели в предложенном виде «труднореализуемо».