Делу ОПС изменили подсудность
Защита обвиняемых рассчитывает, что новый суд вернет материалы прокурору
Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга отказался рассматривать уголовное дело об организации преступного сообщества, занимающегося выводом средств из России в Китай. По версии следствия, обвиняемые под видом оплаты договоров аутсорсинга обменивали рубли на валюту и выводили ее в Китай. Адвокаты подсудимых утверждают, что следователи в ходе расследования не обращались к правоохранительным органам Китая и не проводили допросы получателей денег, поэтому их выводы необъективны. Суд принял решение передать дело на рассмотрение в другой суд.
Сегодня Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга провел предварительные слушания по делу об «организации преступного сообщества по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов», а также о «легализации доходов, полученных преступным путем» (ст. 210, ст. 193.1, ст. 327 и ст. 174.1 УК РФ). На скамье подсудимых — десять обвиняемых, двое из которых — Чэнь Сиу и Инь Чэн — являются гражданами КНР. Еще один китаец, Фань Цзиньхай, находится в розыске. Через 15 минут после начала заседания Верх-Исетский суд вынес решение передать дело в Железнодорожный райсуд Екатеринбурга.
Согласно материалам уголовного дела, ОПС по выводу средств из России в Китай было создано в начале 2014 года жителями Екатеринбурга Дмитрием Серяниным и Михаилом Романовым, тюменцем Виктором Медведевым, а также китайцем Фань Цзиньхаем. По мнению следствия, обвиняемые принимали «от недобросовестных китайских предпринимателей, работавших в Екатеринбурге, денежную наличность и за вознаграждение передавали ее российским коммерсантам, заинтересованным в незаконном обналичивании своих доходов». В обмен, по версии СКР, указанные коммерсанты переводили в безналичном порядке эквивалентные суммы на счета екатеринбургских и тюменских фирм, контролируемых ОПС. Позже вышеупомянутые фирмы заключали с подставными китайскими компаниями фиктивные договоры аутсорсинга о предоставлении им персонала для осуществления деятельности в области информационных технологий. В итоге обвиняемые под видом оплаты договоров аутсорсинга конвертировали рубли в валюту и выводили ее в Китай. По версии следствия, с апреля по декабрь 2014 года члены ОПС совершили операций на сумму более $10 млн и свыше 32 млн китайских юаней, что эквивалентно 595,7 млн руб. В частности, предполагаемые участники ОПС отмыли деньги, вырученные в результате незаконных операций.
Как рассказал “Ъ” адвокат обвиняемых Арат Хикматуллин, защита провела собственное расследование дела. По его словам, представители защиты специально съездили в КНР и опросили директоров китайских предприятий-контрагентов, которым переводились деньги из России. «Мы получили доказательства, что все контракты не были фиктивными, как считают в СКР, а были надлежащим образом оформленными. Кроме того, у банков, осуществляющих переводы денег в Китай, нет никаких подозрений по этим операциям»,— рассказал господин Хикматуллин. Защита считает, что следствие не пыталось разобраться в деле, не обращалось к правоохранительным органам КНР и не пыталось допросить получателей переводов. Кроме того, адвокаты привлекли ООО «Аудиторская фирма “Ауди”» для изучения документов, которые легли в основу уголовного дела. Аудиторы пришли к выводу, что если фигурантами и допускались нарушения, то только в части уплаты налогов с денежных операций. Однако СКР отказался приобщить их материалы к делу.
«Следствие не провело надлежащим образом экспертизы. В деле нет даже фабулы преступления. Нужно сделать экономические экспертизы, направить запросы в китайские фирмы и доследовать дело надлежащим образом»,— заявил Арат Хикматуллин. По его словам, соответствующие ходатайства будут поданы в Железнодорожный суд.