«Синара» едет в Иран
Холдинг поставит в страну путевые машины на €24 млн
«Синара» близка к заключению ряда новых экспортных контрактов, в том числе по поставке путевых машин в Иран на €24 млн. Также группа развивает поставки в Африку и Латинскую Америку. Но, по утверждению ее руководства, для развития экспорта необходимы такие же меры господдержки, как и в странах-конкурентах,— в первую очередь в Китае. Речь идет об ускоренном возмещении НДС, компенсации затрат на маркетинг и предконтрактную работу, а также на организацию гарантийного обслуживания техники в стране-импортере.
АО «Синара — Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара» Дмитрия Пумпянского) рассчитывает в ближайшее время заключить контракт на поставку в Иран путевых машин. Об этом в кулуарах выставки «Иннопром» “Ъ” сообщил заместитель гендиректора СТМ Антон Зубихин. По его словам, речь идет о поставке 17 единиц техники в 2018 году. Сумма контракта может составить порядка €24 млн, сделка будет прокредитована Российским экспортным центром (РЭЦ).
В Иран российские машиностроители идут вслед за ОАО РЖД и комплексным контрактом на электрификацию участка Гармсар — Инче-Бурун стоимостью €1,2 млрд. Год назад в его рамках согласовывалась поставка нескольких десятков грузовых локомотивов производства компании «Уральские локомотивы» (СП «Синары» и Siemens). Принять участие в этом контракте хотел и конкурент «Синары» — «Трансмашхолдинг» (ТМХ), рассчитывающий на поставку 40 локомотивов. Но, как говорил в июне глава ТМХ Кирилл Липа и подтвердил в понедельник первый вице-президент ОАО РЖД Александр Мишарин, у иранской стороны довольно жесткие требования по локализации. В «Синаре» уточнили, что поставка путевых машин — не связанный с локомотивами контракт.
СТМ уже начала поставлять на Кубу маневровые тепловозы по контракту от 2016 года, а в конце мая подписала новый контракт на поставку в страну рельсовых автобусов на €25 млн. Общая сумма кубинских контрактов — более €196 млн. Господин Зубихин уточнил “Ъ”, что в этом году компания планирует поставить на Кубу 17 локомотивов, а в 2018 году будет отгружено уже 28 единиц. Также СТМ развивает экспорт в Египет, куда, как сообщил господин Зубихин, СТМ планирует поставить 15 локомотивов. Контракт может быть заключен до конца года.
По словам господина Зубихина, для железнодорожного машиностроения уже созданы очень серьезные меры господдержки, но у конкурентов, в первую очередь у Китая, эта поддержка гораздо шире, что создает необходимость в дополнительных мерах по их образцу. Одна из ключевых — это ускоренный возврат НДС (сегодня процедура занимает от трех до шести месяцев): «Синара» предлагает создание списка экспортеров в транспортном машиностроении, которым он возвращается ускоренно. Сверх того, отмечает топ-менеджер, в Китае государство возмещает компании затраты, понесенные в период маркетинга и предконтрактной работы. Также СТМ предлагает Минпромторгу ввести для компаний сектора компенсацию затрат на гарантийный период (составляют 15–20% от цены продукции). «Если мы поставляем локомотив, и срок гарантии его два года — два года мы должны содержать там персонал, иметь склад запчастей на гарантийный период»,— объясняет он.
Сейчас российское транспортное машиностроение на рынках стран, где нет политических ограничений, может конкурировать практически с любыми зарубежными игроками, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, даже с Китаем, поскольку у китайцев при более мощной финансовой господдержке пока несколько проседает постпродажный сервис. Но, говорит он, важно, чтобы господдержка и поддержка со стороны ОАО РЖД позволяли машиностроителям заключать более сложноструктурированные сделки, и оптимальным вариантом такой сделки была бы продажа партнеру комплексной услуги — тонно-километра перевезенного груза.