Вектор развития - инновации
Традиционным компаниям необходимо трансформироваться, чтобы выдержать конкуренцию с цифровыми
Основными отраслями, которые требуют инновационных разработок, являются транспорт, медицина, сельское хозяйство и ряд других. В сегменте автоперевозок эксперты в ближайшее время предсказывают революцию, связанную с внедрением искусственного интеллекта. То же можно сказать о медицине. При этом технологические прорывы обеспечиваются за счет поддержки государства, а бизнес не вкладывается в фундаментальные исследования.
Будущее формируется сегодня
Рост мирового потребления продукции автопрома влечет за собой постоянное возрастание нагрузки на транспортные сети государств. Активно развивается рынок грузовых автомобильных перевозок. По прогнозам ряда ведущих исследовательских агентств, доля перевозок автомобильным транспортом вырастет к 2025 году с нынешних 60 % до 72 %. Россия имеет относительно невысокую протяженность дорожной сети – 1,4 млн км, в сравнении с ЕС и США (5,3 и 6,6 млн км) это существенно обостряет проблему перегруженности наших дорог. Выход из этой ситуации – беспилотные автомобили. «Важным инвестиционным проектом становятся беспилотные транспортные средства. Но возврат таких инвестиций не быстрый, хотя и имеет глобальный масштаб. При выборе системы беспилотного управления немаловажным становится факт потенциальной экономии топлива, которая может достигать 20 %, и контроля износа двигателя грузовой фуры. Кроме того, за счет соблюдения беспилотником скоростного режима удается не только снизить расход топлива, но и минимизировать нагрузку на дорожное полотно. Минимальную экономию на фонде оплаты труда оценивают в 60 млн руб. в год для штата из 150 и более водителей, но выход на эти показатели возможен в течение 3 – 5 лет после начала планомерной системы внедрения беспилотных технологий в автопарк транспортной компании», – поясняет коммерческий директор транспортной компании Traft Андрей Савин.
По его словам, правильнее всего, когда инвестиции в отрасль делают сами транспортные компании, знающие все нюансы рынка изнутри.
Инвестиции, вложенные в ПО для управления грузоперевозок, позволят сэкономить до 40 % от стоимости каждой перевозки. «Суть данного ПО в том, что сервис позволяет в три клика размещать заказы на грузоперевозки, вносить любые дополнительные пожелания по перевозке, а затем на интерактивной карте в режиме реального времени через трекинг по GPS-ГЛОНАСС следить за тем, как автомобиль с грузом передвигается по всем этапам – от погрузки до дверей заказчика. По завершении перевозки в личный кабинет клиенту приходят электронные версии всех необходимых транспортных документов. Грузовладельцы имеют возможность провести торги и выбрать из большой базы перевозчиков наиболее подходящего и заказать перевозку. Перевозчик получает доступ к постоянным заказам и возможность управлять собственным парком автомобилей. Доступ в систему производится через личный кабинет, а водители устанавливают на планшет или телефон приложение, которое дает возможность получать все данные заказа, собирать данные о местонахождении автомобиля и прочих метриках и передавать в систему.Основным рынком системы является сегмент B2B. Основные проблемы – трудозатраты на поиск надежного перевозчика, отсутствие у перевозчика необходимого количества автомобилей и ответственности за груз. Данный вид ПО предлагает грузовладельцам доступ к большой базе проверенных перевозчиков, что дает снижение регулярных затрат и более гибкую оптимизацию бюджетов», – отмечает Андрей Савин.
По словам эксперта, рынок систем управления грузоперевозок в России оценивается не менее чем в 500 млн руб. Цифра утроится в течение 18 месяцев. Данное ПО станет более инновационным – в его работу будут внедрены алгоримты искусственного интеллекта, который сам станет диспетчеризировать все рейсы. Инвестиции в создание такого ПО с нуля – не менее 10 млн долларов. Главная затратата – сама разработка, ФОТ на программистов. Если инвестировать в уже существующие проекты, то вход начинается от 60 млн руб. Срок окупаемости таких проектов растянут во времени, отдача ожидается через 2 – 3 года.
Хирургия одного дня
Медицина – еще один крупный сегмент, который немыслим без инноваций. Роботы-хирурги, использование изотопов для диагностики заболеваний, выращивание стволовых клеток – ученые делают революционные открытия в области диагностики, лечения, возможности использования машин в ходе оперативного вмешательства, а медицинские центры активно применяют ноу-хау. По словам финансового директора группы компаний «Три-З» Юлии Лях, в клинике работают по технологии «хирургия одного дня», чтобы пациенты могли вернуться домой после операции в тот же день. «Такой уровень офтальмологических услуг и сервиса – это результат крупных инвестиций: финансовых, кадровых, информационных. Для обслуживания оборудования мы всегда используем оригинальные расходные материалы, рекомендованные фирмой-производителем, вовремя проводим диагностику и техническое обслуживание оборудования, для чего приглашаем сертифицированных инженеров из-за рубежа. Это существенно продлевает срок службы приборов и сохраняет качество медицинских услуг на высочайшем уровне», – говорит Юлия Лях. По ее словам, современные технологии в сочетании с новейшим оборудованием – это залог качественной и комфортной работы хирургов, которые безусловно являются главной ценностью клиники. Инвестиции в медицинское оборудование группы компаний «Три-З» оцениваются примерно в 100 млн руб. в год, что составляет половину всех инвестиций компании. «Для оптимизации работы внутри холдинга группа компаний «Три-З» использует также самые передовые информационные системы. В текущем году произошла замена учетных и производственных программ на единую корпоративную автоматизированную систему 1С: ERP.
Как правило, технопрорывы бывают обеспечены за счет поддержки государства, сам бизнес в серьезные исследования не вкладывается
Главная цель данной программы – связать все процессы компании в единую, удобную и функциональную сеть. Расширена область автоматизации в медицинском сегменте, реализован механизм автоматической отчетности и возможность проводить детальную аналитику. Это позволяет повысить показатели эффективности в целом, а также по отдельным внутренним процедурам холдинга за счет того, что есть возможность оперативно отслеживать KPI по качеству и производительности. В данный проект мы инвестировали уже более 20 млн руб», – отметила госпожа Лях.
Инвестиции с государством и без
Инновации пришли и в сельское хозяйство. Селекционер бизнес-подразделения сахарной свеклы компании KWS SAAT SE Дитрих Хауэр рассказал о современных трендах в селекции растений и новой методике редактирования генома CRISPR/Cas. «Растения, полученные в результате этих методов, могут возникать спонтанно в природе, производиться с помощью перекрестного скрещивания или комбинативной селекции. Никакого специального регулирования не требуется. Решающее преимущество – редактирование генома происходит быстрее и эффективнее», – сообщил г-н Хауэр. Компания KWS использует передовые методы селекции для непрерывного увеличения урожайности и устойчивости растений к болезням, вредителям и абиотическому стрессу. С этой целью компания в минувшем финансовом году инвестировала 182 млн евро в научные разработки. Однако такие крупные инвестиции в науку – скорее исключение, чем правило, считает Александр Старченко, партнер инвесткомпании First Imagine Ventures. По его словам, нет никаких стандартных мультипликаторов, которые позволили бы четко проследить за тем, какую отдачу дает вложенный в инновации рубль. «Как правило, технологические прорывы бывают обеспечены за счет поддержки государства, мы это наблюдаем как в США, так и в России и Китае. Бизнес не вкладывается в фундаментальные исследования. Более того, даже коммерсализация технологий происходит на базе выстроенной государством инфраструктуры – институтов, университетских лабораторий и акселераторов. Роль государства в технологической революции огромна, и только потом – венчурные инвесторы и «бизнес-ангелы». Стоит также понимать, что никакой стартап не сможет реализоваться без инновационной технологии, без хорошей команды, понимающей фундаментальную основу технологии, и без наличия бизнес-лидера из этой среды, который знает, как ее продавать. Остальные переменные лишь определяют, как быстро этот проект привлечет большие средства и внимание инвесторов», – говорит господин Старченко.
По словам эксперта, в целом у цифровой трансформации две стороны: оптимизация процессов, экономия; радикальное изменение бизнес-модели, гибкость, возможность предложить клиентам совершенно новый, невозможный в рамках прежней модели кастомизированный товар или сервис, например, Аdidas уже печатает кроссовки в магазинах прямо по ноге.