Ребенка не довезли до Сирии
Задержанную в Турции шестилетнюю Лизу Уханову вернули в Россию
Шестилетняя Лиза Уханова, которая вместе с матерью, отчимом и сводной сестрой была задержана на турецко-сирийской границе, вернулась домой. О задержании в Турции четырех россиян стало известно 14 июля от родственников Лизы Ухановой. Отец девочки отправился в Стамбул, но забрать ребенка не смог. Семья обратилась в МИД, ФСБ, Интерпол, а также к врио губернатора Саратовской области Валерию Радаеву и главе Чеченской республики Рамзану Кадырову, который в минувший вторник сообщил о передаче Лизы российской стороне. В среду вечером девочка с отцом прилетели в Москву. Ее мать, отчим и сводная сестра остаются в Турции.
Жителю Маркса Валерию Уханову удалось добиться возвращения в Россию своей шестилетней дочери Лизы, которая вместе со своей биологической матерью, отчимом и сводной сестрой была задержана на турецко-сирийской границе. Семья была помещена в депортационный лагерь. «Лиза счастлива. До часу ночи вчера прыгала, не могли уложить спать», — сказал Валерий Уханов. Родственники беспокоятся о здоровье ребенка. «Девочка сильно похудела. Вчера ее тошнило. Видимо, там была плохая еда. Сейчас приедем, будем обследоваться», — уточнил он. По его словам, в Турции все еще остаются мать Лизы Светлана Уханова, ее гражданский муж Евгений Кочаари и их общий полуторагодовалый ребенок. «Для нас они уже посторонние люди», — отметил он.
Как ранее писал „Ъ“, в июне Светлана Уханова с гражданским мужем и двумя детьми якобы уехали к родственникам в Анкару. Через некоторое время бывший муж Светланы и отец Лизы Сергей Уханов получил от них сообщение с просьбой не беспокоиться, а потом связь пропала. Как рассказал Валерий Уханов, в последние годы Светлана изменилась, приняла ислам, увлеклась радикальными религиозными течениями, что и стало причиной разрыва отношений с первым мужем. Сергей Уханов заволновался и поехал в Турцию на поиски бывшей жены и ребенка. Он узнал, что их задержали при попытке пересечь турецко-сирийскую границу с поддельными документами, а оттуда выдворили в Стамбул. Также он выяснил, что с 6 на 7 июля их должны отправить в Азербайджан. «Мы сначала пытались собственными силами забрать детей в Стамбуле, спецслужбы нам не дали этого сделать», — говорил Валерий Уханов. Выяснилось, что задержанных россиян отправили в Антакью, провинцию Хатай, на границе с Сирией и поместили в депортационный центр миграционной службы. Прибывший туда отец Лизы безуспешно пытался забрать ребенка.
Тем временем родственники в России написали обращения в МИД, ФСБ, Интерпол, а 14 июля Валерий Уханов обратился к врио губернатора Саратовской области Валерию Радаеву во время встречи главы региона с населением. Глава региона распорядился разобраться в вопросе и направить необходимые запросы в соответствующие федеральные структуры. Российское посольство в Анкаре начало проверку информации и заявило о намерении добиться депортации семьи в Россию. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова направила письмо в адрес заведующего консульским отделом РФ в Турецкой Республике с просьбой разобраться в ситуации.
Через некоторое время Сергей Уханов обнародовал видеообращение к главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, попросив его «вмешаться и поспособствовать возвращению домой хотя бы детей», поскольку тот «уже неоднократно выручал наших граждан из тюрем других стран». В понедельник, 24 июля, господин Кадыров сообщил в своем Instagram, что «благодаря предпринятым мерам с турецкой стороной достигнута договоренность о возвращении ребенка на родину». Однако на следующий день Сергей Уханов с дочерью не смогли вылететь в Россию из-за запрета на выезд. Препятствия были устранены после вмешательства российского посольства.
В настоящее время Светлана Уханова, Евгений Кочаари и их ребенок остаются в депортационном центре в Турции. Связаться с ними не удалось. По данным СМИ, посольство России в Анкаре пытается добиться разрешения на встречу консула с задержанными. Не исключено, что по возвращении на родину Светлане и ее гражданскому мужу может грозить расследование на предмет участия в международных террористических организациях.