Перевозчикам повезло
В Саратове планируется ввести маршруты общественного транспорта с нерегулируемыми тарифами
Администрация Саратова планирует частично отказаться от регулируемых тарифов на услуги общественного транспорта. На прошлой неделе были утверждены критерии отбора перевозчиков, а сейчас завершается работа над документом, в котором будут прописаны требования к нерегулируемым тарифам. В некоторых районах Саратовской области уже действуют маршруты с нерегулируемыми тарифами, пока на стоимости проезда это не отразилось. Эксперты считают, что это лишь упрощает процедуру повышения цен, но сам тариф все равно будет согласовываться с властями.
Мэрия Саратова готовит пакет нормативных актов, которые позволят ввести в городе маршруты общественного транспорта с нерегулируемыми тарифами. На прошлой неделе глава города Валерий Сараев подписал постановление «Об установлении шкалы для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО „Город Саратов“ по нерегулируемым тарифам». В приложении к документу перечислены критерии, которым должны соответствовать перевозчики, претендующие на маршрут с нерегулируемым тарифом. В их числе — количество ДТП с участием транспорта юрлица, опыт работы, срок эксплуатации и характеристики транспортных средств, оснащенность автоинформаторами, внутрисалонными табло с бегущей строкой, кондиционерами, а также приспособлениями для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций.
В мэрии не смогли уточнить, когда появятся маршруты с нерегулируемыми тарифами и сколько их будет. «Сейчас прорабатывается постановление об утверждении требований к нерегулируемым тарифам, где все это будет прописано», — сообщили в пресс-службе горадминистрации со ссылкой на специалистов городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта.
В комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области сообщили, что законом предусмотрено, что маршруты общественного пассажирского транспорта могут быть как с регулируемыми, так и нерегулируемыми тарифами. Полномочия по установке регулируемых тарифов для муниципальных маршрутов общественного транспорта — у муниципалитета, для межмуниципальных — у комитета госрегулирования тарифов региона. «Нерегулируемые тарифы устанавливаются перевозчиком. Никто не вправе указывать ему», — сообщили в комитете.
В некоторых районах Саратовской области уже действуют маршруты с нерегулируемыми тарифами. В региональном минтрансе до конца рабочего дня не успели предоставить информацию о том, какие именно это районы и сколько там таких маршрутов. «У нас выборы, все загружены», — объяснили в пресс-службе.
В некоторых районах Саратовской области, например, в Энгельсском, уже действуют маршруты с нерегулируемыми тарифами
Маршруты с нерегулируемыми тарифами действуют в Энгельсском районе. Администрация района в декабре 2016 года приняла постановление, утвердив требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам. В марте 2017 года администрации внесла изменения в План развития регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории района. Согласно приложенной таблице, в районе есть 37 маршрутов с нерегулируемыми тарифами, еще 12 планируется перевести с регулируемого на нерегулируемый в третьем квартале 2017 года, а регулируемый тариф сохраняется для двух троллейбусных маршрутов: № 8 «пл. Ленина — ЗАО “Тролза”» и № 14 «пл. Ленина — ЗМК».
Начальник отдела транспорта и связи районного комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Вячеслав Комаров сообщил, что на данный момент все маршруты в районе, за исключением двух троллейбусных, используют нерегулируемый тариф. По его словам, для льготников нет разницы, каким из маршрутов пользоваться. Господин Комаров не стал отвечать на вопрос о том, кто устанавливает тарифы на перевозку на маршрутах с нерегулируемым тарифом и попросил прислать официальный запрос. До конца рабочего дня редакция не получила ответа на него.
Представитель одного из транспортных предприятий Энгельса, пожелавший не называть своего имени, сообщил „Ъ“, что отличие нерегулируемого тарифа в том, что в этом случае бюджет не компенсирует перевозчику разницу между установленным тарифом и реальной стоимостью перевозки. В то же время, отметил собеседник, энгельсским перевозчикам «рекомендовано возить по ценам, которые устанавливает центральная диспетчерская служба района», и «какой раньше был тариф, такой и остался».
Саратовский общественник Денис Жабкин считает, что введение нерегулируемых тарифов на некоторых маршрутах упростит жизнь и городской администрации, и перевозчикам. «Администрации выгодно все перевести на нерегулируемый тариф, так как тогда не придется каждый раз обосновывать необходимость повышения тарифов перед общественностью. Вся ответственность ляжет на перевозчиков. А перевозчикам не придется согласовывать повышение цен с администрацией, — сказал он. — Я не думаю, что сразу после проведения конкурса на перевозку по маршрутам с нерегулируемыми тарифами цены на проезд повысятся. Ведь остается „Саратовгорэлектротранс“, для которого тарифы устанавливает мэрия. То есть сохраняется конкуренция. Я полагаю, что все равно перевозчики будут согласовывать тарифы с горадминистрацией и повышение будет происходить одновременно для автобусов и электротранспорта».