Перевозчики подъедут заранее
Транспортные компании Саратова обязали за полгода уведомлять об изменении цен за проезд
Саратовская мэрия разработала требования к перевозчикам, которые будут допущены к маршрутам общественного транспорта с нерегулируемыми тарифами. Помимо технических условий в документе прописано, что транспортные компании будут обязаны сообщать об изменении тарифа за 180 дней. Ранее городская администрация утвердила критерии для оценки перевозчиков, которые будут выбраны в рамках конкурса. Представители транспортных компаний говорят, что нововведение не приведет к резкому росту тарифа, так как он, в первую очередь, формируется исходя из платежеспособности населения. Юристы считают, что с введением маршрутов с нерегулируемыми тарифами могут появиться сложности с перевозкой льготников.
Глава Саратова Валерий Сараев подписал постановление «Об установлении требований к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории МО „Город Саратов“ по нерегулируемым тарифам». В приложении к документу прописаны обязанности перевозчика: оказывать услуги по регулярной перевозке пассажиров и багажа в соответствии с расписанием и схемой маршрута, проводить предрейсовый контроль, объявлять остановки, выпускать на маршрут только технически исправные транспортные средства. В частности, транспорт должен соответствовать санитарным требованиям и требованиям антитеррористической защищенности, быть оборудованным бортовыми навигационными спутниковыми терминалами и доступным для маломобильных групп населения. О своем решении изменить тариф перевозчик за 180 дней должен уведомить городскую администрацию и разместить объявления в салонах.
Это уже второй документ, который регулирует введение маршрутов с нерегулируемыми тарифами в Саратове. На прошлой неделе господин Сараев подписал постановление, которым устанавливаются критерии для оценки заявок перевозчиков, участвующих в конкурсе «на право получения свидетельства» об осуществлении таких перевозок. В числе критериев — количество ДТП с участием транспорта юрлица, опыт работы, срок эксплуатации и характеристики транспортных средств, оснащенность автоинформаторами, кондиционерами и прочее.
Решение о том, какие маршруты будут переведены на нерегулируемый тариф, пока не принято
В администрации Саратова сообщили, что пока не принято решение о том, какие маршруты будут переведены на нерегулируемый тариф, но заверили, что «перевозка льготников будет обеспечена». Маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам уже введены в Энгельсском районе: это 49 автобусных маршрутов. После нововведения тарифы на проезд в общественном транспорте в Энгельсе не менялись, никаких объявлений об этом также не было.
Гендиректор ОАО «Межгородтранс» Михаил Любарский говорит, что введение нерегулируемых тарифов «не значит, что перевозчики, кто во что горазд, начнут устанавливать цены». «Для мэрии это, в первую очередь, разница в проведении конкурсных процедур, — сказал он. — Делать прогнозы о том, что будут подняты тарифы, некорректно. При формировании тарифов учитывается несколько факторов: первый — это платежеспособность населения, и только потом уже — экономически обоснованный тариф. Да, экономически обоснованный тариф выше, чем установленный сейчас. Но по платежеспособности с Москвой нас смысла сравнивать нет. И это не зависит от того, регулируемый или нерегулируемый тариф».
По словам господина Любарского, экономически обоснованный тариф для каждого маршрута индивидуальный. «Чем меньше загруженность маршрута, тем выше его себестоимость, — пояснил он. — Мы обслуживаем и городские, и пригородные маршруты, большая часть из них — социально значимые. На них больших денег не заработаешь. Можно, конечно, установить разные тарифы для разных маршрутов, но я считаю это негативным моментом. К тарифу привязана компенсация за льготника. Как ее считать в этом случае? Да и население может запутаться». Господин Любарский считает, что для нормальной работы перевозчика нужно менять не цену, а формировать у него пакет из доходных и социально значимых маршрутов.
Юрист Гелена Алексеева считает, что введение нерегулируемых тарифов — правильно с точки зрения развития бизнеса, но не совсем понятно, как будет обеспечиваться перевозка льготников. «Формально у перевозчиков появилось право устанавливать тарифы самостоятельно. Но что мы видим? В муниципальных районах, где конкурсы на маршруты по нерегулируемым тарифам прошли, перевозчики заключают дополнительные соглашения с администрацией, где прописано, по какому тарифу им будет возмещаться упущенная выгода за перевозку льготников. Там, к примеру, стоит тот же тариф в 18 рублей, при этом компенсируют только девять, — объяснила она. — Эта ситуация может повлечь судебные разбирательства с бюджетом, так как перевозчики будут требовать возмещение упущенной выгоды полностью. Более того, перевозчик вправе отказаться от заключения такого соглашения, и если он установит тариф в 100 рублей, ему должны будут компенсировать 100 рублей».