Ягнята на пороге реабилитации
Прокуратура попросила суд уменьшить список экстремистских материалов на один пункт
В Адыгее прокуратура попросила суд убрать из списка экстремистских материалов Минюста статью эколога Валерия Бриниха «Молчание ягнят». Правозащитники подчеркивают, что это первый случай, когда прокуратура изменила свое мнение относительно статьи. В Минюсте отметили, что это не первый случай изъятия материалов из черного списка.
Как стало известно “Ъ”, прокуратура Адыгеи, в 2014 году добившаяся через суд признания экстремистской статьи «Молчание ягнят» и включения ее в список экстремистских материалов Минюста, направила представление в Майкопский городской суд республики с просьбой пересмотреть это решение и отменить его. Это произошло после признания невиновным в экстремизме автора статьи, 53-летнего директора Института региональных биологических исследований Валерия Бриниха. «Выглядело странно: Бриних признан невиновным, а статья до сих пор в экстремистском списке,— сообщил “Ъ” его адвокат Александр Попков.— Прокуратура нас опередила».
Напомним, что статью «Молчание ягнят» господин Бриних написал в 2014 году, указав, что объем очистных сооружений свинокомплекса «Киево-Жураки АПК» в несколько раз меньше, чем необходимо, в итоге навоз оказывается на полях и в воде. Экспертно-криминалистический центр ГУВД Краснодарского края указал в экспертизе, что ягнята — это негативный синоним адыгейцев, а так как «ягненок сын овцы», то здесь есть оскорбление женщин. Кроме того, в цитате Вольтера «Бог помогает тем батальонам, которые лучше стреляют» и в продолжении «Так давайте стрелять лучше» эксперты увидели призыв стрелять в чиновников. В ходе суда над экологом экспертизу по просьбе прокуроров сделал московский Институт криминалистики ФСБ России, который не увидел в статье экстремизма. Этот вывод зампрокурора Антон Герасимов назвал «вновь открывшимися обстоятельствами», попросив суд снять «экстремизм» со статьи.
«Это феерическая история»,— охарактеризовал “Ъ” суд над экологом руководитель информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Центр отслеживает все изменения списка экстремистских материалов Минюста, который ведется с 2007 года. Господин Верховский пояснил “Ъ”, что не слышал, чтобы прокуратура хоть раз отказалась от своего решения по экстремистским материалам. «Хотя был случай на Сахалине, когда суд по просьбе прокуратуры признал экстремистской книгу “Мольба к Богу: ее значение и место в Исламе” с сурами из Корана, но потом Рамзан Кадыров назвал судью и прокуроров шайтанами, а прокуроры заявили, что они вовсе не это имели в виду, и вышестоящий суд отменил решение»,— напомнил господин Верховский. Он указал, что в этом году скорость пополнения списка замедлилась благодаря приказу Генпрокуратуры от марта 2016 года, который запретил районным прокурорам подавать подобные иски. «Если бы они еще начали пересматривать ранее поданные безумные заявления, то это было бы еще лучше, так как в списке — тьма, масса материалов, которые не должны быть в нем»,— сказал руководитель центра «Сова».
«Сама концепция ведения этого списка не отвечает интересам общества»,— заявил “Ъ” руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Он указал, что смысл списка был в ограничении языка вражды в СМИ, в интернете. «Но проблема в том, что человек, распространяя материалы, никогда не заходит на сайт Минюста, чтобы проверить, есть ли этот текст в списке или нет. Поэтому этот список не выполняет свою функцию, и он не нужен в таком виде, в каком есть сейчас»,— указал господин Чиков.
Минюст РФ указал в ответ на запрос “Ъ”, что в списке сейчас 4127 материалов, а ранее было исключено 75 материалов. В ведомстве сообщили, что они удаляют материалы из списка в течение 30 дней после поступления копий вступивших в силу судебных актов. В частности, в 2011 году Минюст исключил из списка 29 книг основателя сайентологии Рона Хаббарда, поскольку Сургутский городской суд вынес определение о повороте исполнения ранее принятого им судебного решения о запрете книг.