Дизайн с претензиями
Саратовские бизнесмены жалуются на снижение выручки после смены вывесок
Замена вывесок в Саратове, которую с весны текущего года проводит администрация города в соответствии с рекомендациями КБ «Стрелка», вызывает недовольство предпринимателей. Они говорят о появлении дополнительных расходов в период кризиса, о снижении выручки и абсурдности новых требований. Некоторые бизнесмены готовят обращения в суд, надеясь сохранить старую вывеску. Другие — поддерживают введение единого дизайн-кода, но критикуют поспешность и методы воплощения идеи. В мэрии настаивают на необходимости изменения внешнего облика городских улиц.
Во вторник в региональном отделении Общероссийского народного фронта прошло совещание, посвященное замене вывесок на зданиях в центре Саратова. Уполномоченный по правам предпринимателей в Саратовской области Михаил Петриченко сообщил, что к нему поступило 20 обращений по поводу замены вывесок. Владелец сети «Кофе и шоколад» Андрей Табояков заметил, что зачастую требование о смене вывески касается только саратовских предпринимателей, а федеральные компании никто не трогает. Он разговаривал с разработчиками дизайн-кода, представителями КБ «Стрелка», пытаясь понять, какой именно должна быть вывеска. И ему посоветовали изменить логотип, так как в соответствии с новыми требованиями надпись на вывеске должна состоять из отдельных букв, «а у нас — прописью». «Почему бы не предложить изменить написание „Макдоналдсу“?», — сказал он.
Некоторые владельцы торговых точек настроены решительно. Как ранее рассказал член Общественной палаты Саратовской области, бизнесмен Михаил Волков, несколько предпринимателей готовят документы для обращения в суд. «Хотят заявить, что необходимость замены вывесок вводит их в расходы. Они хотят сохранить вывески, которые до всех нововведений согласовали в мэрии и считают легальными», — сказал он.
Другие бизнесмены поддерживают введение единых правил оформления вывесок, но критикуют способы реализации этой идеи. Директор ОАО «Пионер» Алексей Колесников считает, что единый дизайн-код позволит «привести город в порядок». «Это ставит всех предпринимателей в одинаковые условия. Да, вывеска на два метра бросается в глаза, и предприниматель думает, что это лучше работает, но это слишком агрессивно и плохо для города, — заметил он. — С другой стороны, то, как это делается, вызывает вопросы. Если люди согласовали вывеску месяц назад, и теперь им говорят, что надо менять, — это серьезный удар для экономики предприятия. Происходит кампанейщина. Наверное, надо было оставить переходный период в полгода-год».
Присутствовавшая на совещании в ОНФ индивидуальный предприниматель Людмила Валеева (магазин «Оптика») отметила, что требование сменить вывески появилось в период экономического кризиса и создало дополнительную нагрузку на бизнес, — особенно после того, как два года назад прошло повышение налогов, а затем началось внедрение новых кассовых аппаратов. По ее словам, выручка некоторых предпринимателей после смены вывески снизилась вполовину. Все это, считает она, может привести к закрытию предприятий и росту безработицы. «Я поддерживаю намерение убрать уродующую город рекламу, однако у меня ощущение, что люди, которые занялись разработкой дизайн-кода, или не любят Саратов, или не успели его полюбить», — сказала госпожа Валеева. Она также выразила сомнение в том, что смена вывески на разрушающемся памятнике, например, Доме Яхимовича, может кардинально изменить его внешний вид.
В КБ «Стрелка» вчера не успели прокомментировать ситуацию.
В администрации города до конца рабочего дня не успели подготовить ответ на запрос „Ъ“.
Как писал „Ъ“, КБ «Стрелка» занимается внешним обликом Саратова с 2016 года. Согласно проекту организации, в областном центре должна быть реконструирована набережная, создан новый детский парк, обустроена центральная часть города. В частности, был разработан единый дизайн для вывесок всех магазинов в центре города. Весной началась замена вывесок торговых точек на проспекте им. Кирова, что вызвало недовольство со стороны саратовских предпринимателей, которым пришлось делать это за свой счет. Председатель городского комитета по градостроительной политике, архитектуре и капстроительству Виталий Желанов говорил, что вывески должны стать украшением города, а «не выражением не всегда художественных личных пристрастий предпринимателей». В начале августа администрация Саратова утвердила архитектурно-художественные требования к внешнему виду вывесок, на основе которых позже были внесены изменения в правила благоустройства. Так, все улицы города были разделены на две категории — историческую и типовую, что, как предполагается, позволит «более гибко» подходить к архитектурным требованиям. В зависимости от категории улицы, на ней разрешены или запрещены разные виды вывесок. В середине августа мэрия созвала предпринимателей, которым рекомендовалось «отработать внешний вид каждого магазина с архитектором района, спроектировать и изготовить рекламные вывески с учетом новых архитектурно-художественных требований». Затем горадминистрация начала рейды по выявлению вывесок, не соответствующих установленным требованиям.