Северной Корее предлагают безыспытательный срок
Госдеп США подготовил план деэскалации конфликта с КНДР
Как стало известно “Ъ”, в Госдепартаменте США разработали план по деэскалации конфликта между Вашингтоном и Пхеньяном. Он включает в себя заморозку северокорейских ракетно-ядерных испытаний как минимум на два месяца, взамен которой США обещают начать с КНДР прямой диалог. В первом приближении эта идея соответствует запросам самих северокорейцев. Впрочем, опрошенные “Ъ” эксперты полагают: шансов на то, что лидер КНДР Ким Чен Ын примет эти условия, немного. Страна находится в нескольких шагах от обретения полноценного ядерного оружия и средств его доставки, а в администрации США налицо разлад по вопросам внешней политики, в том числе в отношении КНДР.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон
Фото: Yuri Gripas, Reuters
По информации источников “Ъ”, близких к Госдепартаменту США, в разговорах с партнерами из стран, ранее принимавших участие в шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР (помимо США и Северной Кореи в них участвовали Южная Корея, Япония, Китай и Россия), американские дипломаты продемонстрировали готовность к компромиссу с КНДР. Если Пхеньян согласится в течение как минимум двух месяцев не проводить ядерные и ракетные испытания, Вашингтон пойдет на прямые двусторонние переговоры с ним. Один из собеседников “Ъ” назвал это предложение «планом (госсекретаря США Рекса.— “Ъ”) Тиллерсона».
Отношения между США и КНДР приняли угрожающий оборот в результате серии ракетно-ядерных испытаний Пхеньяна, происшедших с марта 2016 по сентябрь текущего года. Новый глава Белого дома Дональд Трамп в ходе сентябрьского выступления в ООН пригрозил «стереть КНДР с лица земли», на что северокорейский лидер Ким Чен Ын назвал его «старым безумным маразматиком». За 2017 год КНДР уже провела 15 ракетных и одно ядерное испытание.
В случае если условия американцев будут в Пхеньяне приняты, отмечающийся 10 октября День основания Трудовой партии Кореи пройдет без очередного теста.
Эксперт южнокорейского Asan Institute for Policy Studies Го Мынхын оценил предложение как соответствующее запросам самой КНДР и отметил, что теоретически оно могло бы быть принято. «Впрочем, надо удостовериться, что это единая позиция американского руководства,— сказал он “Ъ”.— Дональд Трамп, кажется, не совсем с этим согласен, и в этом случае это предложение ничего не стоит».
Напомним, в минувшие выходные президент США и госсекретарь продемонстрировали разные позиции по Северной Корее (или как минимум создали видимость разногласий). После того как Рекс Тиллерсон в беседе с журналистами сообщил, что у Вашингтона «есть каналы прямой коммуникации» с Пхеньяном, через которые американские дипломаты изучают, готово ли руководство КНДР вступить в переговоры по ядерной программе, Дональд Трамп написал в Twitter: «Я сказал Рексу Тиллерсону, нашему замечательному госсекретарю, что он тратит время, пытаясь начать диалог с маленьким человеком-ракетой (лидером КНДР.— “Ъ”). Побереги свою энергию, Рекс».
Россияне продемонстрировали наибольшее миролюбие по отношению к КНДР
43% респондентов из ведущих стран мира считают, что Северная Корея может с той или иной долей вероятности использовать ядерное оружие, а 46% полагают, что этого не произойдет. Это следует из результатов оказавшегося в распоряжении “Ъ” опроса, проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International в 14 странах мира, в том числе и в России, где эксклюзивным представителем сети является исследовательский холдинг «Ромир». При этом из всех стран именно в РФ наибольшее число опрошенных высказалось за продолжение мирных переговоров с Северной Кореей.
При этом в понедельник пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс уточнила, что для прямого диалога с Пхеньяном «время еще не пришло». По ее словам, Вашингтон в настоящее время готов вести переговоры только о возвращении из КНДР содержащихся там американцев: по обвинению в шпионаже в северокорейских тюрьмах содержится три гражданина США.
Между тем во вторник глава Пентагона Джеймс Мэттис поддержал Рекса Тиллерсона, отметив, что тот «правильно заявил, что США изучают возможности для разговора с Севером (КНДР.— “Ъ”)». А в среду телеканал ABC сообщил, что некоторое время назад Рекс Тиллерсон в беседе с коллегами назвал Дональда Трампа «болваном» и пригрозил уходом в отставку из-за несогласия с главой Белого дома по целому ряду вопросов, включая КНДР. Сам госсекретарь в тот же день на специально созванной пресс-конференции опроверг информацию о том, что хотел уволиться, но на вопрос о якобы произнесенном им в адрес президента ругательстве прямо не ответил. Дональд Трамп же поспешил заявить, что «полностью доверяет» Рексу Тиллерсону. Сообщения ABC он назвал «фейком».
В Пхеньяне внимательно следят за разладом в руководстве США, полагает директор Центра азиатской стратегии России Института экономики РАН Георгий Толорая. Это, по его мнению, внушает руководству КНДР дополнительные опасения в том, что условия сделки могут не соблюдаться США или просто являются уловкой. «Если предложение будет принято, это позитивно скажется на развитии ситуации. Без прямого диалога она будет только ухудшаться,— заявил “Ъ” Георгий Толорая.— Переговоры, если они и состоятся, сначала будут некоторое время идти по линии военных и спецслужб, потому что во влиятельность Госдепартамента в этом вопросе Пхеньян не верит».
По мнению эксперта, отношения США и Пхеньяна уже достигли той точки, «где надо уже или воевать или договариваться».
При этом он указал на то, что ничьи гарантии безопасности, кроме американских, Ким Чен Ына не устроят. Китай, который долгие годы рассматривался как главный партнер и защитник КНДР, связанный с ним Договором о дружбе и сотрудничестве от 1961 года, теперь воспринимается в Пхеньяне едва ли не как недружественное государство. Пекин долгое время практически игнорировал наложенные на Северную Корею санкции ООН, но после очередного принятого 11 сентября пакета (№2375) наконец-то решился на серьезные меры. Китай заблокировал импорт текстиля из КНДР, пообещал с 1 октября ограничить экспорт туда нефтепродуктов и полностью перекрыть поставки сжиженного природного газа. Поступали также сообщения о том, что власти КНР предписали закрыть все северокорейские предприятия на территории КНР с 1 января 2018 года и приступили к постепенному сокращению численности северокорейских рабочих в приграничных областях.
Основные претензии Пекина к Пхеньяну — нежелание прислушиваться к голосу «старшего брата», от которого на 90% зависит северокорейская экономика. Из-за ракетно-ядерных экспериментов КНДР США, Япония и Южная Корея получили повод для размещения в регионе дополнительных вооружений, которые Китай в реальности считают направленными против себя.
В этих условиях, полагает Георгий Толорая, нет ничего удивительного, что американо-северокорейские переговоры во многом идут через Москву. Напомним, в Россию 28 сентября прибыла руководитель департамента Америки МИД КНДР Цой Сон Хи, которая была принята высокопоставленными российскими официальными лицами, включая посла по особым поручениям МИД РФ Олега Бурмистрова. А в середине сентября в Москве побывал спецпредставитель США по КНДР Джозеф Юн. «Россия из всех государств, вовлеченных в северокорейскую проблему, имеет в ней меньше всего собственных интересов,— заметил Георгий Толорая.— И поэтому пользуется наибольшим доверием Пхеньяна из всех окружающих КНДР стран».
При этом попытка разрешить северокорейскую проблему может стать одним из немногих примеров конструктивного взаимодействия Москвы с новой американской администрацией. Напомним, в своем прощальном интервью бывший американский посол в РФ Джон Теффт заявил “Ъ”, что США «торопят своих российских и китайских друзей надавить на КНДР так сильно, как это только возможно, увеличить санкции до уровня, когда они (северокорейские власти.— “Ъ”) прекратят испытания и сядут за стол переговоров». На замечание корреспондента “Ъ”, что официальные лица США говорят о России как о «друге», только когда Вашингтону нужна помощь Москвы, дипломат ответил просто: «Мы знаем, что Россия является мировой державой, которая оказывает влияние на многие процессы, и мы подходим к взаимодействию с ней очень прагматично».
Выступая в среду на Российской энергетической неделе, президент РФ Владимир Путин высказался за установление «прямого диалога между Соединенными Штатами и Северной Кореей» и поиск «сбалансированного и приемлемого» решения ситуации вокруг КНДР на основе диалога. Все остальные пути, по его словам, являются «опасными и тупиковыми».
Фотогалерея
Северокорейская угроза
Угроза применения силы — излюбленный способ всех северокорейских правителей просить и получать экономическую, финансовую и продовольственную помощь из-за рубежа. Испытания ракет и ядерные испытания очевидным образом испугали и разозлили всех соседей Северной Кореи. Ведь особенность северокорейской ракетной программы заключается в том, что, научившись запускать ракеты, в КНДР, похоже, так и не научились контролировать их дальнейший полет. И ракета может упасть на территории любого из соседних государств
Фото: Reuters
31 августа 1998 года стартовавшая с полигона на восточном побережье ракета «Пэктусан-1» вывела на околоземную орбиту спутник «Кванменсон-1», который, как отмечала местная печать, находился там около двух лет. 5 апреля 2009 года с того же полигона с помощью ракеты-носителя «Ынха-2» был произведен запуск экспериментального искусственного спутника связи «Кванменсон-2». Пхеньян объявил его успешным, однако российские средства слежения за космическим пространством обнаружить «Кванменсон-2» в космосе так и не смогли
Фото: Reuters
Обострение ситуации на Корейском полуострове, спровоцированное Северной Кореей, имеет, скорее всего, внутриполитическую подоплеку. Пропагандистская машина, призванная создать героическую биографию Ким Чон Ына, столкнулась с беспрецедентным дефицитом материала, из которого можно выстроить миф о новом великом вожде
Фото: AP / Ahn Young-joon
Именно поэтому Пхеньян не может расстаться со своей ядерной и ракетной программами. Ведь это единственные более или менее масштабные проекты, с которыми можно связать имя Ким Чон Ына
Фото: Reuters
В апреле 2012 года военные КНДР совершили запуск ракеты «Ынха-3» («Млечный путь»), приуроченный к столетию со дня рождения основателя страны Ким Ир Сена. Пуск оказался неудачным: ракета развалилась и упала в океан спустя несколько минут после старта
Фото: Reuters
Газета «Нодон Синмун», февраль 2013 года: «Маршал Ким Чон Ын... руководил летными тренировками и учениями парашютистов... Он отдал приказ объединенной войсковой части ВВС и ПВО №630 провести проверку своей боеспособности... Пилоты быстро и точно провели учения по взлету и посадке с автомобильной дороги в соответствии с боевыми условиями, придуманными маршалом». Затем последовали сообщения о руководстве морскими и сухопутными маневрами. Сообщений становилось все больше. Апофеозом стали кадры, переданные ЦТАК по всему миру, об утверждении Ким Чон Ыном плана ядерного удара по США
Фото: Reuters
Накал антиамериканской пропаганды, который отмечают сейчас наблюдатели в Северной Корее, невозможно игнорировать. Тем более что в северокорейской пропагандистской риторике появились новые мотивы. Если раньше в газетах писали о готовности погибнуть, защищая Родину, то теперь речь идет уже не о защите, а о нападении
Фото: Reuters
В 2006 году КНДР запустила в сторону США ракету «Тепходонг-2», которая упала в экономической зоне Находки
Фото: Reuters
«Нодон Синмун», 26 апреля 2013 года: «Вся мощь нашей армии достигла максимума под руководством Ким Чон Ына. Блестящий сонгунский военачальник, он приведет к победе в нынешней острейшей конфронтации с США, ядерной конфронтации XXI века. Ответим безжалостным ядерным ударом на ядерный шантаж США и полномасштабной войной на агрессию США! Это неизменная позиция нашей партии»
Фото: Reuters
Баллистические ракеты «Мусудан» были поставлены на стартовые площадки в начале апреля. Пхеньян, раздосадованный введением против него новых санкций, а также масштабными учениями США и Южной Кореи, грозил нанести удар по американским базам в регионе, Южной Корее и Японии. Считается, что «Мусудан», дальность полета которых, по оценкам западных спецслужб, достигает 4 тыс. км, могут поразить цели на островах Окинава и Гуам, где имеются крупные военные базы США. Помимо угрозы ракетного запуска Пхеньян в апреле объявил о выходе из соглашения о прекращении огня с Сеулом, а эксперты заговорили о вероятной войне на Корейском полуострове
Фото: Reuters
В мае 2013 года КНДР убрала со стартовых площадок две баллистические ракеты «Мусудан», которые Пхеньян грозил запустить по Южной Корее и базам США в регионе
Фото: Reuters
Тогда же в Желтом море начались учения ВМС США и Южной Кореи. Их целью была заявлена «подготовка к предотвращению проникновения вражеских подводных лодок». Власти КНДР назвали маневры не иначе как «враждебной акцией и военной провокацией»
Фото: AP / Wong Maye-E
В октябре 2013 года власти Северной Кореи отвергли предложение подписать договор о ненападении с США, пригрозив «ударами возмездия» и «решающей схваткой с Америкой». Новый выпад Пхеньяна был сделан в ответ на прошедшие у южного побережья Корейского полуострова военно-морские маневры США, Южной Кореи и Японии, в которых принял участие атомный авианосец George Washington. Кроме того, Пхеньян провел собственные учения ВМС, за ходом которых наблюдал северокорейский лидер Ким Чон Ын
Фото: Reuters
Отношения между Кореями особенно обострились в 2010 году, когда в Желтом море северокорейской торпедой был потоплен корвет «Чхонан» военно-морских сил Южной Кореи. Уже тогда эксперты говорили, что операция была устроена для поддержания героического образа Ким Чон Ына, который незадолго до этого получил звание генерала армии
Фото: Reuters
В апреле 2013 года Северная Корея объявила о выводе своих рабочих и остановке работы на комплексе Кэсон, когда напряженность на Корейском полуострове резко возросла. На призывы Сеула сесть за стол переговоров о возобновлении работы промзоны северокорейский министр по делам объединения Рю Гиль Чжэ ответил, что КНДР не пойдет на это «пустое и бессмысленное действие». Как пояснил господин Рю, сотрудничество было прекращено из-за совместных военных учений Южной Кореи и США у берегов Корейского полуострова. КНДР восприняло эти маневры как агрессию. Министр добавил, что Пхеньян не пойдет на переговоры, пока Сеул не откажется от «своей конфронтационной политики»
Фото: Reuters
В декабре 2013 года северокорейский лидер Ким Чон Ын выступил с новыми угрозами в адрес Южной Кореи, призвав армию быть готовой к «войне без предупреждения»
Фото: Reuters
Однако в феврале 2014 года представители КНДР и Южной Кореи впервые за семь лет провели переговоры на высоком уровне. На встрече в пограничном пункте Пханмунчжон обсуждались детали плана по воссоединению семей, разделенных Корейской войной, и двусторонние отношения, ухудшившиеся из-за планов Сеула участвовать в военных учениях США
Фото: Reuters
На случай нападения со стороны КНДР в Вашингтоне и Сеуле, по данным The New York Times, разработали несколько сценариев. Если КНДР подвергнет артобстрелу территорию Южной Кореи, с Юга последует ответный артиллерийский удар такой же силы. Если же КНДР запустит ракету, которая будет нацелена на Южную Корею, Японию или американский Гуам, ее попытаются сбить в первые секунды полета. Если же ракета улетит в море, сбивать ее не будут
Фото: Reuters
К двум существовавшим столпам северокорейской идеологии — чучхе (придуман Ким Ир Сеном) и сонгун (изобретен Ким Чен Иром) — был добавлен еще один, который приписывается уже Ким Чон Ыну,— политика параллельного развития ядерных сил и народного хозяйства страны
Фото: Reuters
«Многие годы наш экономический прогресс отставал. Нам приходилось тратить огромные людские и материальные ресурсы на укрепление обороноспособности, а не направлять все это на улучшение жизни наших людей. Но теперь у нас есть силы ядерного сдерживания»,—сообщала «Нодон Синмун», объясняя, почему развитие военной ядерной программы КНДР так необходимо для благосостояния народа: «Новая стратегическая линия — кристаллизация безграничной верности Ким Чон Ына революционному делу»
Фото: Reuters
Последние шаги Ким Чон Ына свидетельствуют: надежды на либерализацию режима, которые связывали с именем нового лидера, не оправдались. Отпрыск династии Ким избрал более привычный путь закручивания гаек и тотальной мобилизации, пытаясь превзойти в этом деда и отца
Фото: Reuters
В декабре 2015 во время посещения обновленного оружейного завода в Пхеньяне Ким Чон Ын сообщил, что у КНДР есть собственная водородная бомба. Глава Северной Кореи рассказал, что его дед Ким Чен Ир «превратил страну в мощную ядерную державу, готовую, полагаясь на свои собственные силы, взорвать атомную и водородную бомбы, чтобы защитить суверенитет и достоинство нации». 6 января 2016 года КНДР предположительно провела испытание водородного взрывного устройства. Факт мощного взрыва, вызвавшего землетрясение магнитудой 5.1 балла подтвердили источники в США и Южной Корее
Фото: Reuters / KCNA
Михаил Коростиков, Елена Черненко